Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
соплеменников, вовсе не была заинтересована в усилении монархической власти.
      
      Владыка Ассирии принимает дань от царя Израиля [Рельеф из дворца в Кальху.
 IX в. до н. э. ]
      Борьба разворачивалась и в религиозной сфере. Усилению царской власти 
должна была способствовать централизация культа. Соломон построил в Иерусалиме 
храм, где поместил святыни Яхве. Местные святилища начали отступать на второй 
план, а храм Соломонов становился главным, а затем и единственным местом 
богослужения. Исчезали и статуи родовых божеств (упоминавшиеся еще при Давиде): 
религия Яхве не только не требовала поклонения изображениям, но и прямо 
запрещала таковое.
      Единство разных «колен» – северных (Израиль) и южных (Иудея) областей 
расселения евреев – оказалось непрочным. Вскоре после смерти Соломона 
государство распалось на северное царство со столицей в г. Самарии и южное – со 
столицей в Иерусалиме. Многие десятилетия продолжались распри между ними, в 
которые с охотой вмешивались соседние царства – то Дамасское, то Египетское. 
Войны вели к ослаблению обоих противников.
      Социальные процессы, характерные для большинства стран Ближнего Востока в 
первой половине I тысячелетия до н. э., в полной мере затронули и еврейское 
общество. Имущественное расслоение приводило к концентрации земель в руках 
немногих.
      Традиции общинной и родственной взаимопомощи предавались забвению. 
Развивались задолженность и закабаление бедняков. В это время сформировалось 
мощное идеологическое движение так называемых пророков. Входя в состояние 
экстаза, или религиозного исступления, они обличали современников в 
преступлениях против ближних – в корыстолюбии и отсутствии милосердия, ибо все 
это грех и «мерзость пред Господом».
      Внешнеполитическое положение Израиля и Иудеи было необыкновенно сложным: 
эти мелкие государственные образования не имели сил противостоять крупным 
державам. Они могли лишь ориентироваться на одну из них, но всегда оставался 
риск сделать ставку на того, кому суждены поражение и бесславная гибель. И 
здесь пророки выступали в качестве политических ораторов, предлагая советы 
царям.
      В 722 г. до н. э. ассирийцы уничтожили Израильское царство и разрушили 
его столицу – Самарию. Иудея осталась одна, без брата-соперника. И пророческое 
движение вспыхнуло с новой силой. Иудейские пророки усматривали причины 
катастрофы, постигшей израильтян, в их отклонении от заветов Господа, заветов, 
которые они сами и формулировали в духе религиозного мировоззрения, 
складывавшегося в их среде.
      Цари не были последовательны: они нередко искали помощи у чужеземных 
богов, тем самым изменяя Господу. Бог, по толкованию пророков, наказывая 
избранный им народ, тем самым проявляет свою любовь к нему и стремится вывести 
его на верный путь строгого монотеизма.
      Кроме того, Богу не так угодны жертвы и воскурения, как соблюдение его 
завета о милосердии к ближнему своему. Пророки, таким образом, были 
провозвестниками не формально-обрядовой, а этической религии. Между человеком и 
Богом устанавливалась личная связь.
      В конце VII в. до н. э. иудейские цари находились под влиянием 
пророческого движения. В 621 г. до н. э., во время ремонта храма Соломона, была 
якобы найдена старинная рукопись, содержавшая «Закон», очень близкий к тому, о 
чем говорили пророки. В духе этого «Закона» были проведены реформы, облегчавшие 
положение бедного люда. Но страшная катастрофа не миновала Иудею. В 587 г. до н.
 э. вавилонские войска Навуходоносора II уничтожили это царство, а значительную 
часть населения увели в «плен вавилонский», продолжавшийся почти полвека.
      Пленные не были обращены в рабов, точно так же, как это бывало во времена 
ассирийской политики переселения народов. В вавилонском плену с новой силой 
разгорается пророческое движение, но оно приобретает более радикальные черты. 
Храм Соломона, единственное место культа, был разрушен вавилонянами. И пророки 
мечтают о «возрождении Сиона». Сион – холм, где стоял этот храм, – становится 
символом иудаизма. Вся история древнееврейской государственности 
пересматривается в духе пророческих идей, ибо цари привели народ к краю гибели. 
У иудеев рождается вывод, что основным грехом народа было само установление 
царской власти, «наподобие других народов».
      Избранный народ терпит страшные муки, наложенные на него Господом ради 
того, чтобы очистить его от греха и дать ему спасение. Евреи напряженно ожидают 
прихода Спасителя (Мессии). Возрождение народа Израиля уже не мыслится как 
восстановление государства: во главе его должны стоять не цари, а те, чьим 
голосом говорит сам Бог.
      Через полвека вавилонского пленения, с падением самого Вавилона, иудеи 
получили возможность вернуться на родину. Но освободившие их персы не дали им 
политической независимости. В Иерусалиме на месте храма Соломона был отстроен 
Второй храм. И народ превратился в общину, сплотившуюся вокруг храма и 
управляемую первосвященниками.
      Накануне плена и в плену сформировалось основное ядро Танаха – еврейской 
части Библии, которую христиане называют Ветхим Заветом. В эпоху Второго храма 
священная книга иудаизма была отредактирована и приобрела окончательный, 
канонический вид.
      Наиболее авторитетная часть Ветхого Завета – «Пятикнижие» («Закон»). Эти 
первые пять книг Библии, приписываемые Моисею, содержат древние мифы, предания 
о предках (патриархах) и об исходе из Египта, а также религиозное 
законодательство. Во вторую часть Ветхого 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-