|
стем письма. Но значение его появления
представляется огромным.
Еще через несколько веков, к VIII в. до н. э., греки (а может быть,
фригийцы), заимствовав финикийский алфавит, добавили несколько знаков для
гласных – так было изобретено чисто фонетическое письмо. Оно имело огромные
преимущества перед другими системами прежде всего из-за своей простоты и
демократичности. Благодаря изобретению алфавита широкие массы смогли освоить
грамотность и перейти к совершенно новому типу письменной культуры, радикально
менявшему сознание людей.
Все алфавитные системы мира – от Столпов Мелькарта (Гибралтара) до Южной
Индии – восходят в конечном счете к финикийскому алфавиту. Исключение
составляют лишь несколько очень поздних, искусственно созданных систем
(грузинский, армянский, корейский алфавиты), на изобретателей которых
финикийский алфавит или его наследники оказали большое, но косвенное
воздействие.
Особого внимания заслуживает история южной части Восточного
Средиземноморья – Палестины (Ханаана). Здесь совершались события, имевшие
важнейшее значение для истории мировой культуры.
Ветхозаветные предания повествуют о странствиях еврейских патриархов с их
обширными семьями и стадами скота по всему пространству между Уром Халдейским,
г. Харраном в верховьях Евфрата и границей Египта. В этих по преимуществу
степных и полупустынных районах с глубокой древности обитали носители
западносемитских диалектов. Очевидно, среди них были и предки евреев. Сказочное
по форме повествование о том, что евреи долгое время пребывали в рабстве у
фараона, также кажется правдоподобным: оно может быть увязано с египетскими
завоеваниями эпохи Нового царства. Кульминацией истории служит рассказ об
исходе, т. е. выходе евреев из Египта.
Моисей, тот человек, который освободил евреев, естественно, должен был
иметь биографию, полную чудес (таких же, какие окружают рождение и жизнь самых
великих правителей). Сама египетская царевна, спустившись со служанками к Нилу,
нашла младенца в камышах. Это и был Моисей. Он получил воспитание при дворе
фараона, а когда возмужал, то, увидев унижение своего народа, решил вывести его
из Египта. С Божьей помощью он осуществил свое намерение. Колесницы фараона,
посланные догнать беглецов, не смогли этого сделать: перед евреями расступилось
Красное море, и, как сказано в Ветхом Завете, «пошли сыны Израилевы среди моря
по суше» (Исход, 14:22).
На горе Синай Моисей от самого Яхве – бога-покровителя еврейских племен –
получил каменные скрижали. Господь сказал ему слова закона и заповедей:
«Почитай отца твоего и мать твою. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не
произноси ложного свидетельства…», а также: «Не делай себе кумира» и «Помни
день субботний, чтоб святить его». Этнические обычаи, близкие к тем, что мы
находим и у других западносемитских народностей, получали божественную санкцию.
Яхве заключил договор (Завет) со своим народом, обещая привести его в такую
землю, где «течет молоко и мед». Сорок лет затем водил Моисей евреев по пустыне
Синая, пока Бог не привел их в «Землю обетованную».
Исход – основополагающее событие священной истории Ветхого Завета. Если
же обратиться к документальным свидетельствам, то первое упоминание о племенном
союзе евреев встречается в надписи одного из египетских фараонов XIII в. до н.
э.: среди других семитоязычных полукочевых народностей, обитавших тогда на
северо-восточных границах Египта, значится и «Исраил» (Израиль).
«Земля обетованная» уже была заселена, и евреям пришлось вести долгую и
нелегкую борьбу с жителями Ханаана. В конце концов укрепления ханаанеян были
захвачены или разрушены. Последующая культурная ассимиляция местного населения
евреями, очевидно, облегчалась тем, что это были родственные семитские
народности.
Между тем у евреев появился грозный противник – филистимляне,
принадлежавшие к так называемым народам моря. Они вторглись в Ханаан в конце II
тысячелетия до н. э., основали на побережье свои города и покорили живших здесь
евреев и другие семитские народности. От этнического имени филистимлян –
пелестим «Земля обетованная» получила название «Палестина».
Евреи в то время находились на стадии развития, непосредственно
предшествующей государственности. У них не было единой власти, во главе
родо-племенных коллективов стояли старейшины и «судьи». Внешняя угроза, как это
обычно бывает, ускорила консолидацию и становление государственности. Главой
военной коалиции израильтян, противостоящей филистимлянам, был Саул.
Зять Саула Давид стал истинным основателем древнееврейского царства,
объединившим все «колена» (родо-племенные объединения). Давид отстроил и
укрепил столицу – г. Иерусалим и заложил основы государственной администрации.
Его сын Соломон (965–928 гг. до н. э.) продолжил политику отца, оставив по себе
славу как о великом и мудром государе. Он воздвиг себе пышный дворец, который
строили знаменитые финикийские мастера, присланные Хирамом Тирским. Вместе с
царем Тира Соломон организовал морскую экспедицию в далекую южную страну Офир.
Завязались связи и с Южной Аравией, откуда к Соломону прибыла правительница
Сабы (совр. Йемен) – библейская «царица Савская».
Антропоморфный филистимский саркофаг [Конец II тысячелетия до н. э. ]
Главная проблема древнееврейского (Израильско-Иудейского) царства времен
Соломона состояла в том, что знать, опиравшаяся на многочисленных клиентов и
|
|