Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
авета входят пророческие книги (трех 
«великих пророков» – Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати «малых пророков»), 
а также хроники еврейских царств, записанные и переработанные в духе 
пророческой идеологии.
      Самой пестрой по составу является третья часть – «Писания». Некоторые 
разделы ее имеют довольно позднее происхождение, и у позднейших толкователей 
священных книг были сомнения, относить ли их к каноническим. Сюда входит 
обрядовая свадебная лирика (знаменитая «Песнь Песней» Соломона), псалмы, 
приписываемые царю Давиду («Псалтирь»), мудрые изречения, якобы вышедшие из уст 
царя Соломона («Книга притчей Соломоновых»).
      Позднее, уже под эллинистическим влиянием, оформилась книга в жанре 
восточной афористики – «Экклезиаст». Ряд более древних новеллистических 
повествований также вошел в число «Писаний»: «Книга Руфь», «Книга Эсфирь», 
«Книга Иова» и др.
      Танах превратился в собрание литературного наследия евреев, освященное 
высшим авторитетом. В составе этого канона сохранились до нашего времени сюжеты 
и образы давно погибших цивилизаций Ближнего Востока. А еврейский монотеизм 
стал той основой, на которой сложились позднее две мировые религии – 
христианство и ислам.
      Средний Восток 
      К востоку от Месопотамии лежит обширный регион – Средний Восток. И 
природные условия, и состав населения, и исторические судьбы его областей 
различны.
      К юго-востоку от Шумера находился Элам, лингвистически совершенно чуждый 
Месопотамии, но по типу развития сходный с ней. Эламская цивилизация сложилась 
в долинах рек, впадающих в Персидский залив, и базировалась на ирригационном 
земледелии. Уже в середине III тысячелетия до н. э. эламиты изобрели 
своеобразную иероглифическую письменность. Между Эламом и государствами 
Месопотамии существовали прочные, тысячелетние связи – то мирные, то враждебные.
 Со времени похода Нарамсина (XXIII в. до н. э.) в Эламе распространилась 
клинопись и другие элементы месопотамской культуры. Для местных богов стали 
строить ступенчатые храмовые башни – зиккураты.
      Иранское нагорье населяли племена, время от времени разорявшие 
месопотамские города. Последние не оставались в долгу, захватывая пленников и 
скот у своих восточных соседей. Изредка среди районов, где жили скотоводы и 
охотники, встречались земледельческие оазисы, в которых уже в ранней древности 
сформировались городские поселения. Через них проходили торговые пути на восток 
и юго-восток. Север Иранского нагорья соседствует с областями Закавказья. В 
Прикаспийском регионе в эпоху бронзового века формировались государства. В 
начале I тысячелетия до н. э. они ожесточенно сопротивлялись ассирийской 
агрессии.
      На территории современного Афганистана располагалась древняя Бактрия, где 
в первой половине I тысячелетия до н. э. шел процесс перехода от варварского 
племенного быта к цивилизации. В южных областях Средней Азии (например, в 
Туркмении) археологи обнаруживают земледельческие оазисы и ранне-городские 
культуры, мало уступающие по древности месопотамским (и в III–II тысячелетиях 
до н. э., возможно, находившиеся под месопотамским культурным влиянием). В то 
же время основную часть Средней Азии населяли племена, главными занятиями 
которых были охота и скотоводство. Иногда по происхождению, по языку мирные 
земледельцы состояли в близком родстве с воинственными кочевниками (античные 
авторы обобщенно называли их скифами и массагетами).
      Иранцы 
      На всех названных территориях в настоящее время живут преимущественно 
народы, говорящие на иранских (Иран, Афганистан, Таджикистан) и тюркских 
(Туркмения, Узбекистан, Киргизия) языках. Иранцы обитали здесь и в древности, 
по крайней мере, со II тысячелетия до н. э. Для I тысячелетия до н. э. и I 
тысячелетия н. э. можно назвать такие иранские языки, как древнеперсидский, 
парфянский, согдийский, хорезмийский, сакский: большинство из них 
засвидетельствовано лишь небольшим количеством письменных памятников.
      Все иранские языки (как древние, так и современные) входят в обширную 
индоевропейскую языковую семью, ветви которой раскинулись от Европы до Индии. 
Наряду с иранской группой в эту семью входят следующие: романо-германская 
(латинский, французский, немецкий, английский и т. д.), балтийская (латышский, 
литовский), славянская (польский, болгарский, русский и т. д.), языки Северной 
Индии (хинди, бенгали) и др. Из древних языков этой же семьи можно вспомнить те,
 которые уже встречались в разделе о Малой Азии: анатолийские 
(хетто-лу-вийские), фрако-фригийские, а также древнегреческий.
      Родственные языки обладают известным набором общей лексики, и нет ничего 
удивительного, что в языке, скажем, хеттов встречаются слова, закономерно 
сходные с русскими (ср. хеттское «вадар» и русское «вода»; аналогичные слова в 
английском или немецком языках); в древнеиндийском языке «огонь» звучит как 
«агни», а глагол «давать» – как «да». Можно даже составлять целые фразы на 
незнакомом, но родственном языке, смысл которых легко угадать: например, 
древнеиндийское «сунука, мадху ме дехи» – это «сынок, меду мне дай». 
Показательны не совпадения отдельных слов по звучанию и значению (иногда 
случайные), а системность этих соответствий. Еще важнее структурная, 
грамматическая близость между языками.
      Считается, что родственные языки происходят от единого языка-предка (или 
близкородственных диалектов этого праязыка). Носители праязыка, очевидно, жили 
на единой территории, которую принято называть прародиной. Формирование языков 
– процесс, который можно проследить и с пом
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-