|
р.
Рас-Шамра). Угаритский архив хозяйственных документов напоминает месопотамские.
Он позволяет судить о социальной структуре города: это царь и «люди города
Угарита» (свободные полноправные граждане), «царские люди» (т. е. те, кто
состоял на царской службе и получал жалованье, не принадлежа к членам
гражданской общины) и, наконец, рабы.
С конца II тысячелетия до н. э. в регионе складывается совершенно новая
международная обстановка. Обе великие державы – Хеттская и Египетская, еще
недавно ожесточенно соперничавшие в борьбе за Восточное Средиземноморье,
перестали существовать, и к началу XI в. до н. э. Сирия, Финикия и Палестина
получили возможность для самостоятельного политического развития. К тому же
сама эпоха благоприятствовала установлению широких торговых связей, развитию
городов и профессиональных ремесел. И тогда пробил час финикийцев! Они
славились как искусные мастера – ювелиры и резчики по слоновой кости,
изготовители крашеного стекла и пурпурной ткани. Занимаясь мореплаванием,
финикийцы не гнушались пиратством и работорговлей. Рубеж II–I тысячелетий до н.
э. – это время расцвета финикийских городов, прежде всего Тира и Сидона.
Своеобразным был политический строй этих небольших городов-государств. В
них действовали органы самоуправления: советы старейшин и собрания граждан;
выборные городские магистраты ведали повседневными делами. В некоторых
финикийских городах существовала царская власть, но цари отнюдь не были похожи
на восточных деспотов, какой бы роскошью они себя ни окружали. Представители
политической элиты, преумножавшие свои капиталы, в частности, на международной
торговле и пиратстве, имели возможность поставить на престол человека, угодного
именно им. Наиболее известным из финикийских правителей считается Хирам Тирский
– современник и союзник древнееврейского царя Соломона (X в. до н. э.).
Самостоятельность финикийских городов, однако, была относительно недолгой
– до появления нового крупного хищника (а богатые финикийцы были лакомой
добычей). В VIII–VII вв. до н. э. Восточное Средиземноморье оказалось под
контролем Ассирийской державы.
В истории многих древних государств бывали периоды, когда возникало
избыточное население (главным образом вследствие ускоренной имущественной
дифференциации, приводившей к появлению «лишних людей» и ожесточенной
социально-политической борьбе). Результатом относительного перенаселения
становились миграции и основание колоний. Это был замечательный способ решения
политических конфликтов: потерпевшая поражение «партия» не провоцировала мятежи
и гражданские войны, а просто уезжала и основывала собственный город, где имела
возможность устроить все так, как считала нужным. Более того, отношения с
метрополией не портились, ведь жители того и другого города имели общее
происхождение, общих богов и общие интересы. В политическом же отношении
колония обычно была независима.
Поскольку финикийцы – народ мореходов, то их колонии вырастали вдоль
морского побережья. Они преследовали торговые цели. Заморский торговый форпост
– эмпорий – разрастался в город, а потом, заселяя сельскую округу и покоряя
местное население, горожане-колонисты создавали небольшое государство. Такие
очаги финикийской культуры возникали главным образом в западной части
Средиземноморья: в Северной Африке, на острове Сардиния, на Пиренейском
полуострове.
Самым крупным городом, который создали puni (так римляне называли
финикийцев), был Карфаген, основанный в конце IX в. до н. э. выходцами из г.
Тира. По-финикийски его название звучит как Карт-хадашт и означает буквально
«новый город» (в отличие от метрополии – Тира), по-нашему – Новгород. К III в.
до н. э. Карфаген объединил вокруг себя большинство финикийских колоний,
стремясь к полной гегемонии над западной частью Средиземноморья. Здесь он
столкнулся с Римской республикой: более 100 лет велись кровопролитные
Пунические войны, закончившиеся разгромом и полным уничтожением Карфагена. Для
римлян борьба была смертельно опасна, но победа над Карфагеном стала прологом
создания великой средиземноморской державы – Римской империи.
Финикийская колонизация
Финикийская культура прежде всего интересна как тип западносемитской
культуры, но, к сожалению, известна она лишь фрагментарно – по редким надписям
и изображениям, по смутным преданиям, сохранившимся у античных писателей. В
каждом финикийском городе поклонялись божеству-покровителю. Все они имели одну
особенность – у них были не настоящие имена собственные, а, скорее, обозначения
единого безымянного бога: Ваал, Молох, или Мелек, т. е. «владыка», «царь»,
«господь» (например, богом г. Тира был Мелькарт – букв. «царь города»).
Божественной супругой его считалась та или иная разновидность Астарты, которая
соответствовала восточносемитской богине любви и плодородия Иштар.
Боги западносемитских племен кажутся неумолимо жестокими. В особо
драматических ситуациях отец семейства приносил им в жертву самое дорогое, что
имел: он должен был зарезать сына-первенца как жертвенную овцу. Многие черты
религиозных представлений (и даже конкретные мифологические сюжеты) сближают
угаритскую, финикийскую и другие западносемитские культуры с той, которая
изучена лучше всего, – с древнееврейской.
Из крупнейших достижений финикийцев следует назвать изобретение в
последней трети II тысячелетия до н. э. алфавитного письма. Эволюция
письменности на Ближнем Востоке шла последовательно от словесно-слоговой
системы к чисто слоговой. Финикийский алфавит состоял из 24 символов,
обозначавших только согласные звуки. В этом смысле он был «почти алфавитом»,
поскольку гласные как бы домысливались (ученые говорят о знаках согласных с
«нулевым», т. е. произвольным, гласным). Таким образом, финикийский алфавит
сохранял наследие слоговых с
|
|