Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ом, у которого из-за них отобрали 
дома, сады, виноградники и пашни, переселенцы видели именно в ассирийской 
власти свою единственную надежду и опору.
      Весьма характерна и административная деятельность правителей Ассирийской 
державы. Они решительно ломали традиционные границы политических образований. 
Создаваемые вновь территориальные единицы были настолько мелкими, что вопрос об 
их самостоятельном существовании не мог быть даже поставлен. Для того чтобы 
избежать самой возможности сепаратизма, т. е. желания того или иного наместника 
передать власть в округе своему сыну по наследству, во главе крупных областей 
часто ставились евнухи, так что местная династия просто не могла возникнуть. 
Производя перекройку всех границ и сознательно перемешивая население на 
огромных территориях Передней Азии, ассирийцы преследовали практическую, 
корыстную цель – закрепить свою власть. Объективным же результатом этой 
политики явилось то, что Передняя Азия под ассирийской властью стала более 
однородной в этнокультурном отношении.
      Для нужд государственного управления в ассирийском делопроизводстве был 
принят арамейский язык. Получив широкое распространение, он перестал быть 
только разговорным языком. Передняя Азия в ассирийское время стала в 
значительной мере арамеоязычной зоной, а арамейская литература со временем 
превратилась в существенную часть мирового культурного наследия, надолго 
пережив саму Ассирийскую державу.
      Наиболее интересные образцы ассирийского искусства – дворцы, с 
необычайной пышностью сооружавшиеся в царских резиденциях Хорсабаде, Кальху и в 
последней столице – Ниневии. Дворцы представляют собой произведения 
официального искусства и ярко демонстрируют царскую идеологию. На знаменитых 
рельефах изображены различные сцены – в основном осада и разрушение крепостей. 
Воины по приказу своего могучего владыки переплывают реки на кожаных бурдюках, 
методично действуют стенобитными орудиями, поражают противников из лука, 
взбираются на высокие башни. А вот сцены победы: писцы пересчитывают 
отрубленные руки пленников; на крепостные стены натягивают содранную с врагов 
кожу. Царь в огромной короне, со знаменитой «ассирийской» (завитой колечками) 
бородой, возлежит на ложе в саду с бокалом в руке. Его окружают вельможи, 
стражники, слуги с опахалами и зонтами от солнца. Распускаются цветы, зреет 
виноград, а взгляд пирующего услаждает подвешенная в ветвях окровавленная 
голова его врага. Крылатые боги стоят за спиной царя во время торжественных 
церемоний, обещая ему свое покровительство.
      
      Царская охота на льва [Рельеф из дворца Ашшурбанапала]
      
      Ассирийские художники очень любили сцены львиной охоты. Царь скачет на 
колеснице, держа в руке огромный лук. Мышцы его рук демонстрируют 
нечеловеческую мощь. Слуги из специального загона выпускают царей зверей – 
могучих львов, и владыка Ассирии поражает их одного за другим. Раненые львы в 
бессильной злобе пытаются укусить хотя бы колесо царской колесницы и умирают в 
страшных муках.
      Вдоль рельефных изображений идут клинописные строки – летопись царских 
подвигов. И текст, и сами рельефы в высшей степени выразительны. Ассирийский 
царь – настоящий мужчина и воин, лев среди людей. И недаром библейский пророк 
Наум называет Ниневию «логовищем львов».
      Последним крупным царем Ассирии был Ашшурбанапал (669–630 гг. до н. э.). 
В европейской литературе (например, в стихах Джорджа Байрона) установилась 
традиция считать этого «Сарданапала» изнеженным и коварным восточным деспотом. 
На самом деле Ашшурбанапал был на редкость образованным человеком и талантливым 
политиком. Он сумел подавить восстание в Вавилоне и нанес смертельный удар 
Эламу. Потерял он, видимо, только далекий Египет. Однако после его правления 
государство стало быстро распадаться.
      Нововавилонская держава (халдейский Вавилон) 
      В 626 г. до н. э. Набопаласар, по этнической принадлежности халдей (одна 
из групп семитских племен), стоявший во главе Вавилона, объявил себя 
независимым царем этого города. И у правителей Ассирии уже не нашлось сил 
сместить его или принудить к повиновению. Еще более грозная опасность 
надвигалась с востока: ираноязычные племена мидийцев, неоднократно признававшие 
свою зависимость от ассирийских царей, консолидировались в огромное государство.
 Сложился союз мидийцев и вавилонян против Ассирии, и от последней стали 
отпадать одна область за другой.
      В 612 г. до н. э. пала сама Ниневия. Это событие, потрясшее весь 
ближневосточный мир, отражено в библейской книге пророка Наума: «Горе городу 
крови… Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржанье коня и грохот 
скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых 
множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы… Разорена 
Ниневия – кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя… Все, услышавшие 
весть о тебе, будут рукоплескать, ибо на кого не простиралась беспрестанно 
злоба твоя?» Город был разрушен столь основательно, что даже 2 тысячи лет тому 
назад уже никто не мог в точности указать место, где находилась эта «столица 
мира».
      Победители занялись разделом ассирийского наследства, причем вчерашние 
варвары мидийцы были заинтересованы главным образом в получении сокровищ из 
ассирийской казны. Более практичные вавилоняне предпочитали территориальные 
приобретения, благодаря которым они могли иметь постоянные доходы
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-