|
го царства Напата), не оказал
завоевателям достойного сопротивления. В 671 г. до н. э. ассирийский царь
Асар-хаддон, разгромив войска Напаты, очистил Египет от «эфиопов» и включил его
в состав собственной державы.
Сложно и противоречиво складывались отношения Ассирии с южной частью
Месопотамии – Вавилонией. Вавилон был крупнейшим и богатейшим городом во всей
Передней Азии, и на протяжении большей части существования Новоассирийской
державы ее правители стремились поддерживать отношения с Вавилонией как с
младшим партнером. Начиная с великого царя-реформатора Тиглатпалассара III
(745–727 гг. до н. э.), которому Ассирия во многом обязана своим последним
расцветом, коронация ассирийских правителей проходила в храме Мардука в
Вавилоне. Тем самым создавалась видимость личной унии между Ассирией и
Вавилонией: обе страны были объединены властью одного монарха, так как царь
ассирийский одновременно «по выбору Мардука» находился и на вавилонском троне.
Однако вавилоняне тяготились ассирийской властью и поднимали восстания,
которые дважды заканчивались страшным разгромом города (в конце VIII в. до н. э.
и в середине VII в. до н. э.). Вавилонян на выступления против ассирийского
владычества постоянно подстрекал царь Элама – соседнего государства,
располагавшегося к востоку от устья Тигра. Лишь в середине VII в. до н. э.
Ашшурбанапал, подавив восстание, поднятое его младшим братом – наместником
Вавилона, нанес сокрушительный удар и Эламу, включив значительную часть его в
состав своей державы.
Передняя Азия во II–I тысячелетиях до н. э.
В период расцвета Новоассирийская держава занимала не только всю
Месопотамию – Северную и Южную, но и огромную территорию Восточного
Средиземноморья, районы Закавказья, а также – какое-то время – Северо-Восточную
Африку и Юго-Западный Иран. Варварские племена Иранского нагорья и Северной
Аравии, Иудейское царство и города Малой Азии либо признавали зависимость от
ассирийских царей, либо откупались от них данью. В VIII–VII вв. до н. э.
Ассирийская мировая держава безраздельно господствовала на Ближнем Востоке.
Основой успехов ассирийцев и главной опорой их власти была армия. Ее
костяк составляли отряды профессиональных воинов, которым выдавалось жалованье
из казны. Характерная для предшествующего периода система, при которой воины
получали земельные наделы и сочетали службу с крестьянским трудом, уходила в
прошлое. Ассирийские солдаты имели единообразную экипировку и были вооружены
самым совершенным по тем временам железным оружием. Замечательно была
поставлена военная разведка, и соответствующие донесения, сохранившиеся до
нашего времени в клинописных архивах, порой представляют собой весьма
занимательное чтение.
Ассирийцы располагали специальными саперными частями, возводившими
понтонные мосты и сооружавшими дороги. Они умели строить и оборонять крепости,
вести планомерную осаду городов, используя стенобитные машины – тараны.
Взбираясь по длинным лестницам, ассирийцы штурмовали стены и башни, казавшиеся
неприступными.
Военная политика ассирийцев отличалась крайней жестокостью. Иногда они
почти полностью истребляли жителей непокорного поселения, вырубали сады,
засыпали колодцы и каналы. Показательные казни совершались с особой
изощренностью: сотни и тысячи человек ослепляли, отрубали им руки, отрезали
носы и уши, живьем сдирали с них кожу, сажали их на кол. Из связанных,
беспомощных людей сооружали «пирамиды», так что те, кто был внизу, оказывались
просто раздавлены, а те, кто сверху, медленно умирали на солнцепеке, лежа на
горе разлагающихся трупов. Иноземных царей, одетых в лохмотья и изуродованных,
долго водили в цепях по городу за колесницей победителя, а затем помещали в
клетку.
Пир ассирийского царя Ашшурбанапала [Середина VII в. до н. э. ]
Подобная политика была обусловлена не природной жестокостью суровых
воинов и стоявших во главе государства безжалостных деспотов. Главное
заключалось в том, что ассирийцы не стремились достичь каких-либо компромиссов
со своими противниками, а ставили перед собой задачу держать покоренные народы
в страхе. Недаром последнюю столицу Ассирии – Ниневию – современники называли
«городом крови».
Если в былые времена победители, завоевывая город, приносили жертвы в
местном храме, опасаясь поссориться с богами – покровителями чужой земли, то
политика ассирийцев была совершенно иной. Они хотели навеки покончить с
самостоятельностью захваченного государства и потому уничтожали все его
атрибуты: разрушали храмы, вывозили статуи богов и т. п.
Большинство населения завоеванной страны не истреблялось – зачем же
уничтожать рабочую силу? Лишь часть ее жителей превращались в рабов, поскольку
ассирийская экономика просто не нуждалась в их массовом притоке. Остальных
уводили и расселяли в отдаленных областях Ассирийской державы, на участках,
выделенных государством. В результате депортации люди оказывались вырванными из
привычной среды обитания.
А на тех участках, которые опустели в результате массовых переселений,
появлялись новые работники, которых перемещала туда ассирийская администрация
из покоренных ранее областей. Насильственно переселенные обязаны были служить
ассирийцам, иногда и с оружием в руках. И зачастую они служили им на совесть,
ведь, будучи окружены совершенно чужим наро
|
|