|
обитало хурритоязычное
население, о котором мы хуже осведомлены в силу незначительного объема
клинописных источников и трудностей в интерпретации самого языка. В середине II
тысячелетия до н. э. хурритские области и города объединились в могущественное
государство Митанни, проводившее экспансионистскую политику в Малой Азии и в
верхнем течении Тигра. Однако международная ситуация не благоприятствовала
митаннийским завоеваниям. Да и внутренняя структура этого государства, видимо,
была непрочной из-за династийных усобиц и сепаратистских устремлений местной
знати.
Государство Митанни, будучи не в силах оказать решительное
противодействие фараонам-завоевателям XVIII династии, уступило последним
Северную Сирию. Вслед за тем произошла консолидация городов Северной
Месопотамии вокруг г. Ашшура. По названию этого города вся страна стала
именоваться Ассирией. К последней трети II тысячелетия до н. э. Ассирия начала
играть важную роль в международной политике.
Для изучения ассирийского общества середины II тысячелетия до н. э.
большое значение имеют так называемые среднеассирийские законы – один из важных
памятников клинописного права. Несомненно, эти законы составлялись под
значительным влиянием юридических памятников Нижней Месопотамии, однако по
качеству оформления судебника они значительно уступают более древним законам
вавилонского царя Хаммурапи. Составители среднеассирийских законов пытались
кодифицировать обычное право городской общины Ашшура. И правовые нормы, и
отраженное в них общество менее развиты, нежели в городах Вавилонии.
Основная часть этих законов посвящена семье, порядки в которой отличались
патриархальностью – суровой властью мужчины-домовладыки и приниженным
положением женщины. В этом отношении семитоязычные скотоводы Ассирии не были
похожи на жителей южных районов Двуречья, среди которых еще сохранялись обычаи
шумеров с их почитанием женщины-матери. Другая особенность, бросающаяся в глаза
при чтении ассирийских законов, – крайняя жестокость уголовного права, что
присуще ранним законодательствам многих народов мира. Даже относительно
небольшие проступки карались смертной казнью. Очевидно, власть должна была
столь строго наказывать преступника для того, чтобы родственники потерпевшего
не чувствовали себя обиженными и не прибегали к самосуду и кровной мести.
В самом начале XVI в. до н. э. Старовавилонский период в истории Нижней
Месопотамии завершается набегом воинственных хеттских племен, пришедших из
Малой Азии. Хетты не были заинтересованы в присоединении новых территорий, да
они и не способны были бы их удержать. Однако Вавилонию они разорили с такой
основательностью, что на несколько веков та перестала быть по-настоящему
великой державой. Сразу же после ухода хеттов на вавилонском троне установилась
новая династия – из племени касситов, правившая почти до самого конца II
тысячелетия до н. э. Период XVI–XII вв. до н. э. именуется Касситским.
История касситской Вавилонии известна значительно хуже, чем история
предшествовавшего ей Старовавилонского царства или пришедшей ей на смену
Нововавилонской державы I тысячелетия до н. э. Источники по данному периоду –
как письменные, так и археологические – относительно малочисленны. В документах
уже упоминавшегося Амарнского архива имеются письма касситских царей Вавилона.
Касситы тщетно пытаются отстоять свой великодержавный статус, но, несмотря на
их протесты, Египет ведет непосредственную переписку с Ассирией, которую
Вавилон считает зависимым от себя княжеством, а не самостоятельным государством.
Внутри страны положение центральной власти также не было прочным. Бесконечные
уступки земельных владений в вечное пользование сановникам с передачей им всех
налоговых поступлений, очевидно, способствовали оскудению казны и вряд ли
прибавляли престижа царю Вавилонии.
Культура конца II тысячелетия до н. э. весьма своеобразна. Постепенно
уходит в прошлое э-дуба – клинописная школа, связанная с традициями храма и
дворца. Писцов преимущественно учат дома, передавая и знания, и навыки, и саму
профессию по наследству от отца к сыну. Тексты, изучавшиеся в старинной школе,
были принципиально безличны и если приписывались неким авторам, то в качестве
таковых фигурировали боги или мудрецы седой древности (а иногда и животные –
мифические персонажи). Но в памятниках конца II – начала I тысячелетия до н. э.
уже явственно чувствуется индивидуальное начало.
Индивидуализация ощущается и в религиозных представлениях эпохи. Главной
формой культа прежде было общинное богослужение, при этом никого не
интересовала вера того или иного человека. Как член коллектива, он обязан был
строго соблюдать все положенные обряды, дабы не вызвать гнев богов и не навлечь
беды на всех своих близких (семью, род, город). В Касситскую же эпоху получает
распространение вера в личных богов и особую связь, возникающую между человеком
и его сверхъестественным покровителем. Личное божество, некий ангел-хранитель,
сопровождающий человека повсюду, все знает о нем, как его совесть. Чтобы
избавиться от мук после какого-либо прегрешения, человек обращался к божеству с
молитвой и покаянием. Покаянные тексты становятся одним из наиболее популярных
жанров клинописной литературы.
Остро встают вопросы о неумолимой судьбе, о провидении, которое не дано
постигнуть человеку, об отсутствии видимого соответствия между грехом и
наказанием, благочестием и воздаянием. Все относительно в этом мире, и ни о чем
нельзя сказать: вот истина!
Интереснейший памятник эпохи – клинописный текст, который исследователи
назвали «Разговор господина и раба о смысле жизни». Он построен как обмен
репликами между двумя персонажами, причем раб каждый раз приводит красноречивые
аргументы в пользу мнения, высказанного господином. В ответ на слова: «Женщину
я хочу любить» – раб произносит: «Да, господин мой, да. Кто любит женщину,
забы
|
|