|
умера
крайне односторонними. Любые реконструкции социально-экономической истории
страны, существовавшей более 4 тысяч лет назад, являются гипотетическими.
Вполне естественно, что в древних документах часто упоминаются шумерские
боги. Общешумерскую значимость имели три из них – они были связаны с различными
частями Вселенной. Бог Ан олицетворял собой небосвод, бог Энки – водную стихию.
Бог Энлиль, ведавший воздушным пространством, иногда именовался владыкой всех
божеств, а его храм в г. Ниппуре рассматривался как главная культовая святыня,
воплощение единства шумеров, разделенных на множество общин, городов,
государств. Рядовые шумеры, нисколько не сомневаясь в величии Энлиля и его
окружения, старались главным образом заручиться поддержкой местных
богов-покровителей, от которых могла зависеть их повседневная жизнь и семейное
благополучие.
В религиозных представлениях шумеров отражались черты социальной
действительности или следы недавно прошедшей эпохи. Огромную роль в
повседневных обрядах играли женские божества, шумерские имена которых включали
слово «нин» («госпожа»). Богиня Инанна занимала одно из самых видных мест в
пантеоне: от нее зависело плодородие земли и плодовитость женщин. Женщина-мать
пользовалась большим уважением в шумерском обществе.
Шумерские статуэтки адорантов [Первая половина III тысячелетия до н. э. ]
Бог Энлиль не был полновластным владыкой – деспотом. По важным вопросам
собирался совет богов, и порой Энлилю приходилось выслушивать горькие упреки за
свои слова и поступки. Порядки в мире богов напоминают «военную демократию»,
характерную для варварского общества, стоящего на пороге формирования
государства.
Некоторые шумерские мифы весьма любопытно трактуют причины появления
людей на Земле. Боги не захотели заниматься тяжелым физическим трудом – строить
и копать каналы, таская глину в тяжелых корзинах. И тогда они слепили из глины
людей, на которых и возложили эти обязанности. Здесь очевиден параллелизм между
богами и знатью, освобожденной от трудовых повинностей, которые возлагались на
основную массу населения.
Сохранились многочисленные памятники шумерского искусства – в основном
статуэтки, вылепленные из глины: фигурки богов и их почитателей (адорантов).
Боги наделяются разными атрибутами, свидетельствующими об их величии (особые
головные уборы, окружающие их астральные знаки: звезды, лунный серп и пр.).
Земные их почитатели совершенно безличны и лишены всякой индивидуальности.
Единственное, что выражают их молитвенно сложенные у груди руки, это
богобоязненная преданность. Отношения с богом не имеют характера личной связи:
человек всего лишь участник общинного культа.
Самые яркие памятники шумерского искусства были открыты археологами при
раскопках в древнем г. Уре (том самом Уре Халдейском, о котором говорится в
Библии). В знаменитых гробницах Ура найдено множество изделий из драгоценных
металлов. Особенно известна уже упоминавшаяся арфа, увенчанная золотой головой
быка с бородой из лазурита (кстати говоря, лазурит мог быть доставлен в Нижнюю
Месопотамию лишь из самых отдаленных районов – с территорий современных
Афганистана и Горного Бадахшана). Чрезвычайно интересно, что в погребальной
камере рядом с телом покойной жрицы-правительницы лежали тела ее прислужниц,
которых она вместе со своими сокровищами взяла с собой в мир иной.
Шумерские таблички содержат самые разнообразные повествования. Например,
миф о нисхождении богини Инанны в подземное царство, после чего на Земле вянет
зелень, останавливаются любовь и жизнь. Герой другого мифа (сохранившегося в
аккадском переводе) Адапа обломал крылья Южному ветру за то, что тот опрокинул
его рыбачью лодку. Адапа был вызван на суд богов. В конце концов бог Ан (Ану)
смилостивился над ним и даже предложил ему хлеб и воду вечной жизни. Однако
Адапа, ожидавший наказания за свой поступок, категорически отказался пригубить
зелье и остался смертным.
Тема вечной жизни звучит и в другом знаменитом шумерском мифе – о
Всемирном потопе. Согласно его сюжету, боги раскаялись в том, что сотворили
людей, и решили уничтожить их с помощью наводнения (мотив, очень естественный
для Нижнего Двуречья, где бурные разливы Тигра время от времени сметали с лица
земли всякие следы человеческой деятельности). Но бог Энки, воплощавший не
только водную стихию, но и мудрость, решил спасти одного из людей, открыв ему
намерение богов. Построив ковчег и загрузив в него все, что смог,
предупрежденный о грозной опасности житель Шумера по имени Зиусудра переждал
ненастье, а затем на вершине высокой горы принес благодарственные жертвы.
Помиловав его, боги даровали ему бессмертие, поселив, однако, далеко-далеко, за
пределами, отведенными для смертных. Шумерский миф, записанный более 4 тысяч
лет назад, послужил источником известного повествования о праведном Ное.
Голова быка (навершие арфы из Ура) [Середина III тысячелетия до н. э. ]
Хранителями литературной традиции Шумера (так же как и в Египте) были
писцы, а центром ее формирования – школа. Поэтому сохранились многочисленные
школьные копии мифов и заклинаний, назидательных изречений и поучений нерадивым
ученикам. Некоторые особенности формы шумерских сочинений (например,
ритмические повторы одних и тех же словосочетаний) указывают на их устное
бытование, а порой, вероятно, и устное происхождение. Ритуально-мифологические
тексты исполнялись при о
|
|