Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ромном стечении народа во время общинно-храмовых 
праздников и, очевидно, с музыкальным сопровождением.
      Среди шумерских повествований имеются такие, которые можно отнести к 
жанру исторической песни. Герой одной из подобных песней – легендарный 
правитель г. Урука (библ. Эрех) Гильгамеш. По сюжету Гильгамеш отказывается 
подчиниться могущественному владыке г. Киша, несмотря на уговоры старейшин 
собственного города. Он созывает свою молодецкую дружину и с успехом отражает 
нападение неприятеля. Исторический прототип Гильгамеша, если верить шумерскому 
«Царскому списку», правил в Уруке незадолго до середины III тысячелетия до н. э.

      В это время в политической жизни шумерских городов важную роль играют 
лица, носящие титул лугаль (букв. – «большой человек»). Лугаль обычно 
возглавляет войско, его опорой является дружина. Иногда в качестве лугаля 
выступает жрец-правитель, но нередко функции энси ограничиваются строительством 
и отправлением культа, а военно-политическая деятельность осуществляется другим 
человеком, который и носит титул лугаля. Лугали оттесняют энси, но в то же 
время широко пользуются экономическими и людскими ресурсами храмов. Ограничивая 
права городских советов старейшин и стремясь к гегемонии над соседями, они 
напоминают местных царьков.
      На протяжении III тысячелетия до н. э. то один, то другой шумерский город 
заявлял свои претензии на главенство. Возникавшие в результате неравноправные 
союзы городов-государств были в высшей степени непрочными. Однако в XXIV в. до 
н. э. дело пошло к объединению. Один из правителей г. Уммы силой и дипломатией 
сумел создать ассоциацию шумерских городов. В каждом из крупных храмов он был 
провозглашен жрецом местного бога и таким образом получил власть над всем 
Шумером. А вскоре возникло еще более обширное государство, объединившее Шумер и 
Аккад.
      Аккад. Шумеро-Аккадское царство 
      Создателем Аккадского царства был человек, вошедший в историю под именем 
Саргона. Он правил семитоязычными племенами, жившими в Месопотамии к северу от 
Шумера (мы называем их аккадцами по г. Аккаду, избранному Саргоном в качестве 
своей резиденции). Строго говоря, мы даже не знаем подлинного имени этого 
правителя, ибо имя Саргон (аккадское «шарру-кен» – «царь истинен») он взял себе,
 видимо, лишь после восшествия на престол. По легенде, к сожалению, 
сохранившейся лишь фрагментарно, Саргон в младенчестве был брошен в реку и 
найден в камышах – точь-в-точь как библейский Моисей.
      О детских годах основателей крупных государств или великих городов 
нередко слагались легенды. Кто-то из них вскормлен волчицей (как Ромул), другой 
подкинут в семью простого пастуха и вспоен молоком собаки (Кир Великий), при 
рождении третьего, оказывается, не обошлось без вмешательства бога, и его 
настоящий отец таковым не является (Александр Македонский). Дело в том, что 
основатель царства не может быть равен по рождению тем знатным людям, из среды 
которых ему надлежит выделиться и стать единоличным правителем – монархом.
      Сообщения клинописных текстов о конфликтах Саргона со старейшинами 
древних городов Двуречья представляются вполне правдоподобными: он был чужаком, 
ломавшим традиции. Государство Саргона не являлось временной ассоциацией 
территорий, объединяемых лишь признанием данного лица в качестве общего 
военного предводителя – гегемона. Саргон создал государство, власть в котором 
безраздельно принадлежала ему и должна была переходить по наследству к его 
сыновьям и внукам. Территории шумерских городов стали всего лишь областями 
этого государства, а стоявшие во главе их энси или лугали рассматривались как 
царские наместники. Храмовые хозяйства являлись как бы филиалами огромного 
государственного хозяйства, которым распоряжался правитель. В руках Саргона, 
таким образом, сосредоточилась огромная экономическая мощь. Царь мог содержать 
значительное войско для подавления внутренних мятежей и для проведения 
агрессивной внешней политики.
      При Саргоне и его преемниках – Саргонидах вошел в употребление титул 
«царь четырех стран света», т. е. всемирный владыка: правитель Аккада играл 
важнейшую роль в самом устроении Вселенной. В клинописных текстах перед именами 
Саргонидов ставился детерминатив (знак-определитель) бога, указывавший на то, 
что царь принадлежит не к категории людей, а к бессмертным небожителям. 
Одновременно и власть его приобретала деспотический характер.
      Саргониды ежегодно предпринимали походы: на север – к верховьям Евфрата и 
побережью Средиземного моря, на юг – в Элам и к берегам Персидского залива, на 
восток – против варварских племен Иранского нагорья. Целями этих походов, как 
правило, были не завоевание территории и расширение границ государства, а 
захват добычи. Войскам добыча нужна была постоянно. Только в этом случае они 
оставались надежной опорой царской власти. К тому же правителю требовались 
значительные материальные ресурсы для праздников и раздач, которые доказывали 
бы, что он «истинный царь».
      В Аккадскую эпоху (XXIV–XXIII вв. до н. э.) происходят существенные 
перемены в сознании людей. Безличность, отсутствие индивидуальности в культуре 
уходят в прошлое. Достаточно сравнить со старинными шумерскими рельефами 
знаменитую стелу Нарамсина – одного из преемников Саргона. Она изображает 
победу царя над восточным племенем луллубеев. Победитель – ростом он 
значительно выше прочих – стоит в героической позе, попирая врага на вершине 
горы. Над головой его – астральные символы, а саму голову венчает тиара с 
бычьими рогами, указывающими на божественную мощь царя. Не по-читателей бога с 
молитвенно сложенными на груди руками, не ряды воинов, трудноотличимых друг от 
друга и от своего предводителя, а обожест
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-