Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ой были греческие 
наемники. Сами же египтяне довольно легко мирились с очередной сменой хозяев. 
Почти два века продолжалось персидское владычество в Египте, хотя спокойствия в 
стране не было и не всегда персы ее фактически контролировали.
      

      Анубис взвешивает сердце покойного [Из «Книги мертвых»]
      
      Наконец в 332 г. до н. э. на землю Древнего Египта пришли 
греко-македонские войска. Александр не встретил сильного сопротивления. Для 
того чтобы считаться законным наследником фараонов, македонский царь совершил 
паломничество к оракулу Амона. Жрецы провозгласили Александра сыном Амона-Ра, и 
с тех пор на монетах его изящный профиль украшали крутые бараньи рога – 
атрибуты божественного отца. История Древнего Египта на этом завершается, хотя 
многие традиции поддерживались еще несколько веков – и в эллинистический, и в 
римский период.
      Несмотря на экономическую отсталость, архаизм социальных отношений, 
военную слабость Позднего Египта, именно в I тысячелетии до н. э. об этой земле 
идет слава как о стране мудрости и таинственного, мистического знания. В 
древнегреческий язык проникают слова египетского происхождения, например для 
обозначения химии и фармакологии. Основы этих наук были заложены в Древнем 
Египте.
      Египетская религия, в особенности то, что связано с культом мертвых и 
представлениями о загробном существовании, вызывала пытливый интерес у 
представителей более молодых (и в целом рационалистически настроенных) 
цивилизаций. Особенно важной кажется идея посмертного суда, когда судьба 
покойного решается в зависимости от поступков, совершенных им при жизни.
      Начиная с эпохи Нового царства в гробницу помещали папирусные свитки с 
изречениями, составляющими «Книгу мертвых». Среди имевшихся в ней изображений – 
сцена загробного суда, на котором присутствуют бог Осирис, восседающий на троне,
 и шакалоголовый бог Анубис. На суде покойный должен был клясться, что не 
совершал грехов: не убивал, не крал, не лгал. На одну чашу весов клали сердце 
покойного, на другую – статуэтку богини правды Маат.
      Посмертная судьба, таким образом, определялась не в зависимости от того, 
какими армиями человек когда-то, при жизни, командовал и в каких роскошных 
палатах жил. Загробный суд мог полностью перевернуть его существование, если 
оказывалось, что жизнь он прожил неправедно. И напротив, бедняк, валявшийся в 
лохмотьях на земле, после смерти мог сидеть в тонких льняных одеждах возле 
самого Осириса. В представлениях о «том свете» появляется мотив воздаяния, 
который со временем играет все более и более важную роль.
      Когда-то, во времена Древнего царства, египтянин мог быть уверен, что 
если в этой жизни он был военачальником, то и после смерти его не разжалуют. А 
вот в одном из египетских папирусов Позднего времени содержится противоположная 
идея: «Там нет различия между богатым и бедным, поскольку человека судят по 
делам его, совершенным на земле». Этот круг представлений оказал огромное 
воздействие на раннее христианство, и не случайно некоторые позднеегипетские 
сочинения похожи на христианские притчи. Не случайно и то, что римский Египет 
стал благодатной почвой для распространения христианских общин. Вспоминается 
Древний Египет и при виде изображения, встречающегося в православных церквах: 
прообразом святого Христофора Кинокефала (т. е. «псоглавца»), несомненно, был 
Анубис – египетский бог-шакал.
      Передняя Азия 
      Западная часть Азиатского континента, носящая название Передняя Азия, 
включает в себя полуостров Малая Азия (совр. Турция), Восточное Средиземноморье 
(страны Леванта: совр. Сирия, Ливан, Иордания, Израиль), Месопотамию (совр. 
Ирак). В период каменного века именно здесь возникали древнейшие 
земледельческо-скотоводческие культуры, шел процесс перехода от присваивающего 
хозяйства (охота, рыболовство) к производящему (земледелие, скотоводство). В 
Северном Ираке переход к оседлому земледелию можно отнести к X тысячелетию до н.
 э. На месте палестинского города Иерихона найдены остатки укреплений, 
датируемые VIII–VII тысячелетиями до н. э. В центральной части Малой Азии 
раскопано неолитическое поселение Чатал-Хююк, относящееся к VII–VI тысячелетиям 
до н. э. Святилище с росписями и рельефами и глиняные статуэтки Чатал-Хююка 
свидетельствуют о почитании женского божества (очевидно, богини-матери).
      Принято говорить о «плодородном полумесяце», простиравшемся от Малой Азии 
через Северную Месопотамию до Палестины. Здесь очень рано начался процесс 
формирования очагов земледелия. Неолитические поселки были небольшими и 
располагались в тех районах, где можно было использовать дождевое орошение или 
мелкие естественные водоемы. Перемены наступают тогда, когда люди осваивают 
долины крупных рек и создают ирригационные системы. В Месопотамии, главным 
образом в нижнем течении Евфрата, это происходит в IV тысячелетии до н. э. 
Периоды становления месопотамской и египетской «цивилизаций великих рек» 
приблизительно совпадают.
      Месопотамия (Междуречье) 
      Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо 
благоприятными. Из-за гнилых болот район был опасен для здоровья. В древнейшую 
эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было 
ни того, ни другого. Строительным материалом служили камыш и глина. Можно 
предположить даже, что первоначально население появилось здесь не по доброй 
воле, а было оттеснено сюда более сильными племенами. Но именно Нижнее 
Междуречье стало колыбелью самой ранней цивилизации Азии.
      Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в 
Египте. Долина 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-