Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Алексей Алексеевич Вигасин - История Древнего Востока
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
равления этого 
фараона Египет постепенно теряет азиатские владения и сокращается до исконной 
своей территории на берегах Нила.
      Фараоны, правившие с конца XIII до начала XI в. до н. э., всячески 
стремились заручиться поддержкой храмов. Храмовые владения росли год от года, а 
принадлежавшие храмам земледельцы составляли весьма значительную часть 
населения страны. Параллельно с этим оскудевала казна фараонов. Наиболее 
влиятельным, в том числе и в политике, стало жречество бога Амона Фиванского. В 
религиозных текстах Нового царства образ Амона постепенно меняется и начинает 
чем-то напоминать Атона времен реформы Эхнатона: Амон предстает как божество 
единое, космическое, вездесущее. Однако, в отличие от Атона, он никогда не 
лишается традиционной иконографической атрибутики и не противопоставляется 
другим египетским богам. Амон из обычного бога превращается в Бога, а верховный 
жрец Карнакского храма выступает как его представитель на земле.
      Внутренняя обстановка в Египте не благоприятствовала формированию сильной 
армии. Фараоны ориентировались на наемников-иноземцев, чаще всего принимая на 
службу целые племена воинственных ливийцев. Египтянам к концу тысячелетия с 
трудом удалось отразить натиск «народов моря» в районе Дельты. Однако страну 
ожидала более серьезная опасность: номархи становились все более 
самостоятельными. Ливийские военачальники, опиравшиеся на реальную силу в виде 
вооруженных соплеменников, порой не желали подчиняться фараону. А в самой 
столице, в Фивах, царь и земной бог Египта оказывался марионеткой в руках 
жрецов Амона. В начале XI в. до н. э. наступил формальный распад египетского 
государства, положивший конец блистательной эпохе Нового царства.
      Поздний Египет 
      В петербургском Эрмитаже хранится знаменитый папирус «Путешествие 
Унуамона в Библ». Он относится к XI в. до н. э. и представляет собой деловой 
отчет (или его литературную обработку) фиванского жреца, отправленного в 
финикийский город Библ за древесиной для изготовления священной ладьи Амона. И 
с каким же высокомерием разговаривает местный князек с египетским посланцем: «Я 
не слуга ни твой, ни того, кто послал тебя…» Международный престиж Египта 
стремительно падал, великая держава превращалась в периферийную область. 
Наступил бесславный Поздний период (XXI–XXX династии) истории Древнего Египта. 
Длился он с XI по IV столетие до н. э.
      В I тысячелетии до н. э. в Передней Азии начинается так называемый 
железный век. Но в Египте нет ни железной руды, ни дерева для выплавки металла. 
Внешнеполитическая обстановка этого времени не позволяла надеяться на получение 
того и другого в качестве военной добычи. И вплоть до появления греков, до 
династии Птолемеев, многие египетские крестьяне продолжали пользоваться 
деревянными или костяными серпами с каменным лезвием – точно такими, как и в 
каменном веке. Агрессивная внешняя политика эпохи Нового царства истощила 
ресурсы страны, способствовала обострению социальных проблем. А с потерей 
колониальных владений пошел прогрессирующий распад самого государства. Наконец, 
Египет стал объектом борьбы между более молодыми и сильными державами.
      В X–VIII вв. до н. э. на севере Египта господствовали ливийские династии. 
В это время появился противник и на юге. Египетские завоевания в Нубии, 
начавшиеся еще во времена Тутмо-са III, способствовали социальному и 
политическому развитию этого региона. В VIII в. до н. э. здесь сложилось 
государство Напата, находившееся под сильным влиянием египетской культуры. 
Местные правители, рассматривая себя как потомков и законных наследников 
Тутмоса III, строили пирамиды по образцу египетских (правда, небольшого 
размера) и всячески демонстрировали преданность Амону Фиванскому, щедрыми 
дарами храмам рассчитывая закрепить свои права на престол. В конце VIII в. до н.
 э. фараоны Напаты совершали походы по долине Нила на север, стремясь создать 
Египетско-Напатское царство во главе с собственной, Эфиопской династией 
(эфиопами в древности называли не только абиссинцев, но и всех людей с темным 
цветом кожи).
      В борьбе за Египет правители Напаты (XXV династия) столкнулись с мощным 
соперником – Ассирией, переживавшей пору своего последнего расцвета. В 671 г. 
до н. э. ассирийский царь Асархаддон разбил войска напатского фараона Тахарки, 
прогнав его на территорию современного Судана. Около 15 лет Египет входил в 
состав ассирийской военной державы.
      Борьба с иноземной властью, очевидно, способствовала консолидации 
политических сил, во главе которых встал один из номов Нижнего Египта – 
Саисский. И после изгнания ассирийцев в 655 г. до н. э. началось так называемое 
Саисское возрождение (XXVI династия). Египет этого времени еще пытался играть 
роль одной из великих держав Ближнего Востока. Когда в самом конце VII в. до н.
 э. Ассирия была разгромлена, саисские фараоны приняли деятельное участие в 
разделе ее наследства. Соперничая с Вавилонией, они заявляли претензии на 
Восточное Средиземноморье, но потерпели неудачу.
      Поздние египетские фараоны стремились к возрождению былой славы и 
могущества страны. По их заказу художники старательно копировали монументальный 
стиль египетского искусства эпохи Великих пирамид. Но в этой ностальгии по 
давно ушедшему величию было что-то жалкое. Обращение к имперскому прошлому 
сочеталось с самым беззастенчивым подражанием иноземным образцам. На территории 
Египта обустраивались греки, создававшие свои торговые фактории или поступавшие 
на военную службу к фараонам. Распространялись греческие или смешанные 
греко-египетские культы. Эллинская изобразительная манера, совершенно отличная 
от египетской традиции, проявлялась в работах местных мастеров. При дворе 
становилось модой эллинофильство – увлечение всем греческим. Египет терял 
самобытность.
      Когда в 525 г. до н. э. последний саисский фараон сражался с персами в 
битве при Пелусии, в дельте Нила, его единственной надеж
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-