Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Хазанов А. М. - Кочевники и внешний мир.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-
 
лом земледелии, приносящем регулярные урожаи, со стационарными 
жилищами и деревнями» (Braudel, 1972: 87). В этом плане, горное ското-
водство в Европе весьма отличается от полукочевого и кочевого скотовод-
ства, практиковавшегося на Тибете или Памире. Его отличает то, что когда 
индивиды, общины или группы населения в Европе специализировались на 
скотоводческой деятельности, они никогда не составляли отдельного общест-
ва, а оставались частью оседлого общества, сохраняя тесные социальные 
связи с оседлым земледельческим населением. Они обычно разделяли его 
культуру и его основные ценности и нормы, хотя иногда в слегка измененной 
форме. Как Барфилд (Barneld, 1993: 5) остроумно заметил: «Хейди не явля-
ется историей о швейцарской девушке -кочевнице, хотя каждое лето она 
пасла коров и коз». В этом отношении скотоводы, выпасающие лам в Латин-
ской Америке, не представляют исключения (из последней литературы о 
них см. Orlove, 1977; Flores-Ochoa, 1979; Orlove, 1981; Browman, 1987; Bro-
therston, 1989; Flannery et al, 1989; Browman, 1990). 

В Новом Свете индейцы-арауканцы в пампасах, по-видимому, пред-
ставляли собой скотоводческое общество, пока они не были разбиты в 
ходе кампаний генерала Хулио Рока в 1879—1980 годах. Скотоводство в 
Новом Свете продолжают практиковать навахо (Navaho, Navajos), обра-
тившиеся к этому роду экономической деятельности после восстания ин-
дейцев пуэбло в 1680 году (Underbill 1956: 41-3; Vogt, 1961: 296; Ellis, 1974: 
309—24, 481; см. также Kluckhohn and Leighton, 1962; Downs, 1964a; Ter-
rel, 1970; Iverson, 1981). 

Я по-прежнему отказываюсь считать скотоводами индейцев Великих 
Равнин. Поскольку некоторые ученые критиковали мое мнение, я считаю 
себя обязанным обосновать его подробнее. 



Предисловие ко второму изданию 23 

Многие исследователи согласятся с тем, что важнейшими ха-
рактерными чертами культур индейцев Великих Равнин, имеющими 
отношение к данной дискуссии, являются следующие: 

1. Как и скотоводческие культуры, они развились и функци- 
онировали в засушливой зоне, плохо приспособленной для мотыж-
ного земледелия (Webb, 1931), и в обоих случаях наличие транс-
портных животных облегчало освоение широких территорий. 

2. В отличие от скотоводческих культур Старого Света, куль-
туры индейцев Великих Равнин не имели местных предшественни-
ков. Они не формировались спонтанно и не возникали в результате 
обычной диффузии. Напротив, они выросли из раннего колониа-
лизма. Культуры индейцев Равнин были созданы теми группами 
коренного населения, которые под давлением евро-американцев 
вынуждены были забросить или изменить свою прежнюю экономи-
ческую деятельность, включая мотыжное земледелие и приспосо-
биться к новой географической и физической обстановке (Ewers, 
1955: 152; Wedel, 1961: 284—92). Это приспособление было облег-
чено заимствованием лошадей и огнестрельного оружия. 
3. За исключением собаки, лошадь была единственным одо-
машненным животным у индейцев Равнин; они не разводили овец и 
коз. Однако и лошадей у них было немного, не больше, чем по две 
на одного человека (Barsh, 1990: 104) Более того, племена Равнин не 
ели конину, разве что в редких случаях. Основой их экономики, 
ориентированной на удовлетворение непосредственных жизненных 
потребностей, была охота на бизонов, но весьма отличавшаяся от пе-
шей охоты на крупную дичь и не имевшая аналогов в большинстве 
других охотничьих культур (Murdock, 1968: 13—15). Одним из не-
многих неполных исключений служит охота, практиковавшаяся неко-
торыми группами таежной и тундровой зон Евразии, которые дер-
жали одомашненных оленей преимущественно для транспортных це-
лей или как приманку. В то же время, их хозяйство на протяжении 
многих столетий продолжало основываться преимущественно на добы-
вании пищи. 
4. Хотя лошади не предназначались непосредственно как 
продукт питания для индейцев Равнин, их наличие способствовало 




24 Предисловие ко второму изданию 

 

интенсификации охоты. Кроме того, наличие лошади привнесло некото-
рые элементы скотоводства в их хозяйство, поскольку этих животных 
надо было пасти, обеспечивать кормами и т. п. 

5. Хотя лошадь в культурах индейцев Великих Равнин приобрела 
культурную и социальную ценность, имеющую аналоги в скотоводче
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-