|
отоводы, как и любые
другие, не могли существовать только лишь за счет продуктов скотоводст-
ва. Большинство из них, в той или иной степени, были вовлечены в сель-
ское хозяйство. Высокоспециализированное скотоводство в Восточной
Африке, очевидно, возникло поздно. Большинство африканских скотово-
дов, в стадах которых особое место занимает крупный рогатый скот, име-
ют более эгалитарную социальную организацию, чем скотоводы в евра-
зийских степях или на Среднем Востоке. Отсутствие у них постоянного и
институционального лидерства, очевидно, может быть обусловлено соче-
танием ряда факторов. Я могу отметить среди них экологические ограни-
чения, очень незначительное распространение верховых животных, яв-
ляющихся основой военного превосходства кочевников в других регионах;
и, наконец, последнее, но не по степени важности, — это отсутствие силь-
ной и централизованной государственности в соседних оседлых регионах.
Современные работы по африканским скотоводам охватывают раз-
личные географические и культурные ареалы: зону Сахары и Сахеля
(Beckwith, 1983; Dumas-Champion, 1983; Baroin, 1985; Adamu and
Kirk-Greene, 1986; Bonfiglioli, 1988), Судан (Deng, 1978; Kelly, 1985; Ro-
bertshaw, 1987; Beck, 1988; Hutchinson, 1988; Johnson, 1989), Эфиопию
(Carr, 1977; Almagor, 1978), Восточную Африку (Fukui andTurton, 1977;
Dahl, 1979; Langley, 1979; Schlee, 1979; Schneider, 1979; Tablino, 1980; Dy-
son-Hudson and McCabe, 1985; Rigby, 1985;Robinson, 1985; Laube, 1986;
Spencer, 1988; Калиновская, 1989; Schlee, 1989). Среди новейших публи-
каций следует упомянуть сборник, изданный Гэлати и Бонтом (Galaty and
Bonte, 1991), а также весьма оригинальную, но, на мой взгляд, малоубеди-
тельную монографию Микера (Meeker, 1989).
Предисловие ко второму изданию 21
В дополнение к более или менее традиционным этнографическим и
антропологическим исследованиям африканских скотоводов, налицо
небывалый рост публикаций о современных проблемах их развития.
Очень выборочный и неполный список включает следующие работы:
Konczacki, 1978; Raikes, 1981; Sanford, 1983; Evangelou, 1984; Simpson
and Evangelou, 1984; Glantz, 1987; Bovin and Manger, 1990; Stone, 1991;
Little, 1992, Baxter, n. d. (см. также многочисленные публикации раз-
личных институтов и агентств по развитию).
Новые исследования по кочевникам Тибета (Clarke, 1987; Goldstein
and Beall, 1989, 1991) по вполне понятным причинам немногочисленны.
В течение последних двух десятилетий страна остается малодоступной
для западных антропологов. Зато растет количество литературы по ско-
товодству в зоне северного оленеводства Фенноскандии и на Российском
Севере. Новые исследования уделяют внимание как историческим, так и
современным аспектам оленеводства (см., например, Ingold, 1976; Гуре-
вич, 1977; Nickul, 1977; Ingold, 1980; Beach, 1986; Aikio, 1989; Крупник,
1989; Beach, 1990; Помишин, 1990; Beach and Aikio, 1992).
По причинам, разъясняемым в этой книге, в ней не отводится много
места проблеме скотоводов Южной Азии. Все же некоторые новые пуб-
ликации заслуживают упоминания. Книга Винка (Wink, 1990) содержит
важную информацию о миграциях кочевников в Индию в средние века
(см. также Азимжанова, 1977; Chaudhuri, 1990: 138— 44, 263—96). Со-
временное положение скотоводов Индии рассматривается в сборнике,
опубликованном Мисрой и Малхотрой (Misra and Malhotra, 1982; см.
также Sontheimer, 1976; Gadgil and Malhotra, 1979; Rao and Casimir, 1982;
George, 1985; Salzman, 1986; George, 1990; Gooch, 1992). Больше инфор-
мации можно найти в малоизвестных, по международным стандартам,
индийских журналах и правительственных отчетах с ограниченной цир-
куляцией.
Практически не упоминается в этой книге высокогорное или аль-
пийское скотоводство (трансхьюманс) в Европе (включая Средиземно-
морье), а также на Кавказе, в Альпах, поскольку оно является и, вполне
очевидно, всегда было не чем иным, как специ-
22 Предисловие ко второму изданию
ализированной отраслью сельскохозяйственной экономики (об археологи-
ческих и исторических свидетельствах трансхьюманс и его эволюции в Ев-
ропе см. Whittaker, 1988). Бродель был совершенно прав, отмечая, что «вы-
сокогорное или альпийское отгонно-пастбищное скотоводство (transhumance)
даже в его самой неорганизованной форме, относится только к специализи-
рованной группе — пастухам. Оно основано на разделении труда и на
осе
|
|