Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Хазанов А. М. - Кочевники и внешний мир.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-
 
ний в области 
истории и исторической антропологии, которые, в той или иной сте-
пени, относятся к кочевникам Среднего Востока, следует отметить 
следующие работы: книгу Бриана (Briant, 1982) о скотоводах и ко-
чевниках в империях Ахеменидов и Александра Великого и на грани-
цах с ними; сборник статей о возникновении и истории государства 
Сефевидов (Savory, 1980); очерк истории бахтиаров (Garthwaite, 
1983); сборник исследований, содержащий статьи по кочевникам в 
Каджарском Иране (Bosworth and Hillenbrand, 1983); монографии о 
кочевниках в Османской империи в период развитого средневековья 
(Lindner, 1983); и об образовании и трансформации кызылбашской 
системы (Reid, 1983); исследование об истории развития кашгайского 
политического образования (Beck, 1986); и диссертацию об ин-
до-афганских государствах (Gommans, 1993). 

Большинство последних исследований о скотоводах и кочевниках 
Ближнего Востока посвящено их изменяющемуся положению в новое 
время и в современную эпоху (см., например, Behnke, 1980; Lancaster, 

1981; Shcolz, 1981; Fabiletti, 1984; Anderso, 1986; Janzen, 1986; Lan.. 
1987; Hobbs 1989; Peters, 1990 о бедуинах и скотоводах в арабских 
странах; Marx and Shmueli, 1984; Steward, 1986; Ginat, 987; Grossman, 
1992 о бедуинах Израиля; Casanelli, 1982; Samatar, 1982 о Сомали; 
Casajus, 1987; Spittler, 1989 о туарегах). Из других ценных исследо-
ваний можно выделить книги о племенной династии Нашиди в Цен-
тральной Аравии (Al Rasheed, 1991;см. также см. Васильев, 1982), и о 
связи между политическими формами и бедуинской устной лите-
ратурой (Meeker, 1979). 



Предисловие ко второму изданию 19 

Определенное количество новых публикаций посвящено древ-
ним скотоводам и кочевникам Аравии и Стран Благодатного Полу-
месяца (Matthews, 1978; Vardiman, 1979; Dostal, 1979; Adams, 1981; 
Eph'al, 1982; Shahid, 1984, 1984a; Anbar, 1985; Parker, 1986; Richard, 
1987; Graf, 1989; Finkelstein and Perevolotsky, 1990; La Bianka, 1992), 
бедуинам в период раннего ислама (Crone,1980, 1987; Donner, 1981; 
Пиотровский, 1985). Положение кочевников в мусульманских обще-
ствах Ближнего Востока рассмотрено в многочисленных публика-
циях Геллнера (см., например, Gellner, 1981). Их роль в историче-
ских процессах в регионе описана в работах общего характера по 
формированию государств в Северной Африке (Berque, 1974; Laroui, 
1977; Abun-Nasr, 1987), а также в более специальных публикациях 
(см., например, Berque, 1972; Brett, 1979; Levtzion, 1979; Noris, 1986; 
Hamani, 1989). 

На теоретическом уровне исследования по кочевникам Ближ-
него и Среднего Востока сопровождаются продолжающимися дис-
куссиями о природе сегментарных линиджных систем и племенных 
образований. Дискуссии включают такие вопросы, как степень и 
формы иерархичности внутри сегментарных систем и сущность 
племени: является ли оно культурной и идеологической или же по-
литической категорией, и может ли оно быть приравнено к вождест-
ву? Однако представляется, что дискуссия смещается скорее к про-
блеме характера взаимоотношений между племенами и государст-
вами, включая роль племен в образовании государства, и наоборот 
(среди многочисленных публикаций по всем этим проблемам см. 
Eickelman, 1981; Kuper, 1982; Ahmad and Hart, 1984; Crone, 1989; 
Khouri and Kostiner, 1990). Я должен отметить, что в этой книге я 
преимущественно занят проблемами трайбализма скотово-
дов-кочевников. Поэтому в ней не уделяется специального внимания 
тому, что трайбализм на Ближнем и Среднем Востоке был также ха-
рактерен для некоторых оседлых земледельцев, хотя, безусловно, 
большинство племен практиковали скотоводство (Tapper, 1990: 54; 
ср. Dresh, 1989). 

Я охотно готов признать, что чувствую себя незваным гостем в 
области изучения африканского скотоводства, основанного на веду-
щей роли крупного рогатого скота. До сих пор мне не- 



20 Предисловие ко второму изданию 



приходилось проводить там какие-либо полевые исследования, или просто 
побывать в этой части света, и мое знание литературы об этом регионе до-
вольно ограниченно. В частности, я недостаточно подготовлен, чтобы 
осуждать одну из наиболее ярких характеристик социальной организации 
африканских скотоводов — систему возрастных классов. Тем не менее я 
продолжаю настаивать на том, что африканские с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-