|
ными, чем это обстоит в действительности. На самом деле кыргыз-
ские горные скотоводы на Памире имеют много более общего с их сосе-
дями, казахскими скотоводами, являющимися типичными степными
(равнинными) кочевниками, чем со скотоводами Тибета, не говоря уже о
Кавказе и Андах. Следует также упомянуть два сборника статей о коче-
вом скотоводстве, изданных в Германии (Krushe, 1981; Scholz, 1991).
Обращаясь к последним публикациям о кочевниках евразийских сте-
пей, полупустынь и пустынь, я, прежде всего, хотел бы отметить книгу
Голдена (Golden, 1992). Она является выдающимся достижением в
данной области и автор, безусловно, слишком скромен, называя ее всего
лишь «введением». В то же время, Кембриджская история древней
Внутренней Азии (Cambridge History of Early Inner Asia) (Sinor, 1990) с
концептуальной точки зрения не является очень успешным изданием.
Например, я не могу согласиться с весьма странным географическим и
культурным определением Внутренней Азии, предложенным Синором.
Однако главы, посвященные отдельным кочевым народам за немногим
исключением, написаны на высоком уровне. Барфилд (Barfield, 1989) раз-
вил далее новаторские исследования Леттимора (Lattimore) по истории
Внутренней Азии и способствовал лучшему пониманию проблемы
формирования государственности у кочевников данного региона. Важ-
ный вклад в этой области сделали работы Беквита (Beckwith, 1987),
Джагчида и Ван Джэй Симонса (Jagchid and Van Jay Symons, 1989) и
Волдрона (Waldron, 1990).
Претенциозная монография Гумилева (1989) о кочевниках евра-
зийских степей, опубликованная в России, примечательна только своей
необузданной фантазией и плохо скрываемым антисеми-
Предисловие ко второму изданию 17
тизмом. Это особенно прискорбно, потому что автор является сыном
двух великих русских поэтов, Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Более любопытная общая книга о кочевом скотоводстве в евразийских
степях (Крадин, 1992) была также недавно опубликована в России.
Автор все еще мыслит в рамках советской марксистской школы и
продолжает использовать ее терминологию, хотя и честно указывает
на ее многочисленные недостатки. Тщетно пытаясь разрешить это
противоречие, он утверждает, что кочевое скотоводство является осо-
бой социо-экономической формацией. Эрнесту Геллнеру, возможно,
понравилась бы эта книга как еще одно доказательство того, что мар-
ксизм все еще жив в постсоветском не-Союзе (см. Gellner, 1988a); что
касается меня, то, следуя американской поговорке, я не хочу хлестать
мертвую лошадь.
Заслуживают также внимания многочисленные публикации, по-
священные истории отдельных кочевых народов и политических об-
разований, их связям с оседлыми соседями и их подданными или пра-
вителями (Jagchid and Hayer, 1979; Golden, 1980; Да-лай 1983; Во-
робьев, 1983, Егоров, 1985; Morgan, 1986; Allsen, 1987; Halperin, 1987;
Jagchid, 1988; Rossabi, 1988; Ахинжанов, 1989; Endicott-West, 1989;
Manz, 1989; Кадырбаев, 1990; Ratchnevsky, 1991; Khodarkovsky, 1992;
Кляшторный и Султанов, 1992; Трепавлов, 1993). Этнографические и
антропологические исследования менее многочисленны. Среди наи-
более важных из них: Кузеев, 1978; Vainshtein, 1980; Szynkievicz, 1989;
Масанов, 1984; Жуковская, 1988; Вайнштейн, 1991. За редкими ис-
ключениями (Humphrey, 1983; Абылхожин, Козыбаев, Татимов, 1989;
Bawden, 1989; Жуковская, 1990; Black et al, 1991; Forsyth, 1992), до сих
пор нет объективных работ по проблемам трансформации скотоводов
в странах, где господствовали коммунистические режимы. Апологети-
ческие работы, публиковавшиеся в прошлом советскими и монголь-
скими учеными или некоторыми западными «попутчиками» вроде
Леттимора, не заслуживают доверия. У меня есть основания надеять-
ся, что в будущем новое поколение ученых в постсоветских странах
исследует эти важные вопросы намного лучше.
Скотоводы и кочевники Среднего Востока (Турция, Иран, Афга-
нистан) продолжают привлекать внимание многих ученых,
18 Предисловие ко второму изданию
причем особый интерес привлекают скотоводы Ирана (см. Oberling,
1974; Ehmann, 1975; Styber, 1978; Tapper, 1979a и Tapper, 1979b о
шахсеванах; Digard, 1981; Garthwaite, 1983 о бахтиарах;
Black-Michaud, 1986 о лурах; Bradburd, 1990 о комачи; Beck, 1986 и
Beck, 1991 о кашгаях; van Bruinessen, 1992 о курдах). Ряд монографий
о скотоводах Афганистана описывают ситуацию, существовавшую до
советского вторжения в эту страну (Shahrani, 1979; Barfield, 1981;
Tapper, 1991).
Среди наиболее значимых современных исследов
|
|