|
lzio, 1985; Hart, 1985; Humphrey, 1985;
Ingold, 1985; Ingold, 1985a; Kent, 1985; Tapper, 1985; Wilkinson, 1985;
Oliver, 1986; Shimkin, 986; Tapper, 1986). Несмотря на некоторые крити-
ческие замечания, рецензенты в основном были согласны с большинст-
вом моих основных выводов и заключений. Единственным исключением
была
Предисловие ко второму изданию 11
рецензия Спунера (Spooner, 1986). Суть его критики заключалась в следую-
щем. Первое, моя книга недостаточно связана с той литературой, с которой
он как специалист в области изучения скотоводства и кочевничества знаком.
Виноват, но я не могу помочь ему в этом отношении, за исключением того,
что рекомендую читать больше и избегать предубеждений. Вторым пунктом
критики было то, что моя книга по своей природе больше востоковедческая,
чем антропологическая и историческая. Опять же, здесь не о чем спорить.
Это просто означает, что мой досточтимый коллега и я по-разному представ-
ляем себе антропологию и особенно историческую антропологию. Третье
критическое замечание Спунера состоит в том, что он неудовлетворен моей
книгой в целом и что все в ней могло быть сделано по-другому и лучше. В
этом отношении я полностью с ним согласен. В свою защиту я могу лишь
повторить старую поговорку: feci quod potui, faciant meliora potentes*. В тече-
ние многих лет я искренне надеялся, что Спунер сделает это лучше; я все еще
жду его собственную книгу по кочевому скотоводству.
В любом случае, в течение последних пятнадцати лет или около того
разнообразные исследования скотоводства стали значительно более интен-
сивными, и каждый год появляются новые ценные публикации. Каждый раз,
готовя свои лекции или проводя семинары по темам, связанным со скотово-
дами и кочевниками, я с удовольствием обновляю свои программы и списки
рекомендуемой литературы. В то же время многие мои коллеги и студенты в
разных странах жаловались, что моя книга давно исчезла из продажи и по-
этому было бы желательно ее второе издание. Они также отмечали, что
предпочли бы книгу, изданную в бумажной обложке, что сделало бы ее более
доступной. Это стало особенно очевидным для меня после того, как я из-за
своих исследовательских интересов принял предложение Университета Вис-
консин в Меди-соне и в 1990 году занял должность профессора в Департа-
менте Антропологии. Поэтому, когда несколько лет спустя Издательство
Университета Висконсин (University of Wisconsin Press) предложи-
______________________________________
* Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше (лат.).
12 Предисловие ко второму изданию
ло мне опубликовать второе издание в бумажной обложке, я временно
оставил в стороне другие проекты и решил написать это новое введе-
ние. Первоначально я намеревался представить в нем полный обзор
основных течений, проблем и спорных моментов, существующих в
современных исследованиях по скотоводству, но после того как
многие страницы были уже написаны, мне пришлось весьма неохотно
отказаться от этой идеи. Я понял, что следование моему первоначаль-
ному намерению сделает такое введение слишком длинным. В этом
случае было бы лучше написать специальную обзорную статью или
даже другую книгу. Таким образом, я вынужден был ограничиться
неполным обзором наиболее важных новых публикаций. Из-за огра-
ниченного объема введения я вынужден, как правило, упоминать
только книги и сборники статей, оставляя в стороне почти все статьи,
какими бы важными и интересными они не были. Скотоводство ста-
новится настолько широким предметом исследования, что практически
невозможно даже сослаться на всю новую литературу в этом введении.
Тем не менее я включил в него краткую дискуссию по ряду проблем,
которые по разным причинам либо не были затронуты в первом изда-
нии, либо, по моему мнению, заслуживают дальнейшего уточнения и
изучения. Основной тезис этой книги заключается в следующем: спе-
циализация означает большую зависимость. Чем более специализиро-
ваны подвижные скотоводы, тем более зависимыми становятся они от
нескотоводческого, преимущественно оседлого мира. В этой книге я
сосредоточил свое внимание, в основном, на их экономической и со-
циально-политической зависимости, оставив в стороне ее культурный
и идеологический аспекты.
Однако важно иметь в виду, что скотоводы, включая кочевников,
в культурном и идеологическом плане зависели от оседлых обществ
так же, как они зависели от них в экономическом отношении. Эконо-
мическая зависимость кочевников от оседлых обществ и различные
способы их политической адаптации
|
|