|
и навязываются извне. Очевидно, что
разрушение и вытеснение традиционных форм социальной и эконо-
мической организации не обязательно гарантируют развитие нового
устойчивого строя. Напротив, часто это ведет к дезорганизации и хао-
су (Eisenstadt, 1973, 1983).
Модернизация все еще остается чуждой концепцией для большин-
ства кочевников и подвижных скотоводов на Ближнем и Среднем
Востоке, в Центральной и Внутренней Азии, Африке и некоторых
других регионах, несмотря на то, что прямые и намеренные
попытки модернизации в форме государственного планирования и
различных программ развития очень часть направлены именно на
скотоводов. Ясно, что когда модернизация понимается преимущест-
венно как постоянные технологические инновации и экономический
рост — эта концепция остается неприменимой к подвижным ското-
водам до тех пор, пока они не станут специализированной,
но интегрированной частью современного общества, имеющей свою
долю в широком распределении его благ. Эта проблема в настоящий
момент не является чисто научной; как все проблемы, связанные с
развитием, она стала важной политической, экономической,
экологической и гуманитарной проблемой. Не только антропологи,
но и социологи, экономисты, эксперты в области развития, политики,
международные организации и государственные учреждения, а также
многие другие, вовлечены в ее решение, но зачастую с разрушающими
последствиями для самих скотоводов (Khazanov, 1990; 1990а).
Экономический аспект проблемы состоит в следующем. Эко-
логические, экономические и социальные основания традиционного
мобильного скотоводства делают его неспособным к долговременному
стабильному экономическому росту, основанному на уве-личении
продуктивности. В прошлом скотоводческая экономика никогда не
была ориентирована на получение постоянной прибы-
Предисловие ко второму изданию 37
ли или на целенаправленное удовлетворение требований рынка. Напро-
тив, она была ориентирована на удовлетворение насущных жизненных по-
требностей, хотя при этом едва ли когда-либо была самодостаточной. Однако в
настоящее время скотоводы все больше, вовлекаются в региональные или ме-
ждународные системы, основанные на монетарной экономике и увеличении
производства, приносящего прибыль.
Экономики, ориентированные на непосредственное жизнеобеспечение,
даже специализированные, легко перенапрягаются, когда они становятся за-
висимыми от рыночных трансакций и вынуждены производить в соответствии
с законами современной рыночной экономики, направленной на получение
прибыли. Они попадают в стрессовое состояние потому, что их традиционные
производственные технологии не соответствуют требованиям рыночной эко-
номики. Стресс становится еще сильнее, если технологии простого воспроиз-
водства, подвергаясь некоторой модернизации, одновременно продолжают
функционировать в рамках традиционных форм социальной организации и
землевладения. Традиционным экономикам трудно не только конкурировать,
но даже адаптироваться к современной экономике. Поэтому продолжать вести
традиционное подвижное скотоводческое хозяйство в современном экономи-
ческом климате становится все более трудным делом. Скотоводы должны либо
модернизировать свою экономику, либо сделать ее еще более специализиро-
ванной, но в соответствии с требованиями коммерческого производства, или,
напротив, сделать ее более диверсифицированной, дополнив иными формами
современной экономической деятельности. В противном случае они сталкива-
ются с риском дальнейшей маргинализации и инкапсуляции (как бедуины
Египта; см. Hobbs, 1989) или становятся приманкой для романтиков и тури-
стов, для которых якобы вечные и неменяющиеся скотоводы представляют
собой «других», коллекцию живого музея (см., например, Lavie, 1990 о бедуи-
нах мзейна Южного Синая во время израильской оккупации). В этих условиях
социальные последствия могут быть деструктивными.
Между тем подвижное скотоводство в его традиционных, тем более чисто
кочевых формах, как оно существовало в течение
38 Предисловие, ко второму изданию
нескольких тысячелетии, и остатки которого некоторые из нас могут
наблюдать в наших полевых исследованиях, если еще окончательно не
мертво, то умирает. Оно умирает, потому что оно оказалось несовместимым
с современным индустриальным обществом. Так же как традиционные об
|
|