Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Хазанов А. М. - Кочевники и внешний мир.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-
 
асов, 1993: 
6). Еще до начала добычи газа на полуострове Ямал пастбища уже были 
изувечены колесами и гусеницами тяжелой техники. Каждое пробное бу-
рение нефтяных скважин оставляет от 4 до 9 гектаров отравленной земли. 
Ожидается, что к 2000 году пастбищные угодья на Ямале сократятся, как 
минимум, вдвое (Leibzon, 1992: 4). 

Советский режим стремился проводить на Севере политику насильст-
венной седентаризации (перехода на оседлость), а в организационном от-
ношении использовать для коренных систем жизнеобеспечения, основан-
ных на удовлетворении непосредственных потребностей, совхоз-
но-колхозную модель, как она сложилась в земледелии и скотоводстве. 
Правительство приказало коренным жителям осесть в крупные поселения, 
где они составляли презираемое и дискриминируемое меньшинство среди 
русского населения. Значительная часть коренного населения оказалась 
безработной, в лучшем случае, стала неквалифицированной, занятой тя-
желым физическим трудом рабочей силой. К концу 50-х годов более чем 
70 процентов коренного населения на Российском Севере еще занимались 
оленеводством, охотой и рыболовством; к концу 80-х годов в эти отрасли 
были вовлечены только 43 процента коренных жителей. Менее чем 10 
процентов коренного населения продолжали кочевой образ жизни; боль-
шинство из них были пастухами, вынужденными многие месяцы в го-
ду проводить со стадами, вдали от своих семей (Пика и Прохоров, 1988: 
77). К тому же, навязанная государством практика посылать детей ко-
ренных жителей в отдаленные школы-интернаты, против воли их родите-
лей, привела к их аккультурации и отчуждению от родного языка, этниче-
ских культур и традиционных занятий. 



Предисловие, ко второму изданию 35 

 

Катастрофическое уменьшение поголовья оленей, люмпенизация и 
массовая безработица среди коренного населения Российского Севера 
разрушили их традиционные образ жизни, систему ценностей и питания и 
обернулись тяжелыми последствиями для их здоровья, бедностью, рас-
пространением алкоголизма и высоким уровнем самоубийств. Другим ре-
зультатом стала неспособностью многих из них создать семью: они обре-
чены на одиночество. Несколько лет назад Российское правительство 
впервые признало, что северные скотоводы находятся в катастрофической 
ситуации. Однако представляется, что до сих пор желание изменить 
что-либо к лучшему остается чисто декларативным. Несмотря на много-
численные конференции и другие подобные мероприятия отчасти пропа-
гандистского характера, не заметно серьезного желания обратить внима-
ние на реальные проблемы. Некоторые эксперты утверждают, что денег, 
потраченных на всю эту шумиху, было бы достаточно, чтобы обеспечить 
аборигенов Севера пристойным жильем и утварью. Между тем ситуация 
продолжает ухудшаться. Летом 1993 года у скотоводов Таймыра в течение 
полутора месяцев не было даже хлеба, чтобы накормить своих детей (Та-
расов, 1993: 6). 

Экстенсивное и подвижное скотоводство не может выжить в наши дни 
в своем традиционном виде. Поэтому определенная модернизация его не-
избежна. Термин «модернизация» сейчас немоден и заменен расплывча-
тыми эвфемизмами типа «развитие» или «изменение» только потому, что в 
50-е и 60-е годы некоторые приверженцы модернизации придерживались 
теории «конвергенции» и полагали, или надеялись, что все современные 
общественно-экономические системы будут иметь сходные ин-
ституциональные черты. По их мнению, это должно было неизбежно при-
вести к установлению либеральной демократии. Теперь многие теоретики 
полагают, что стремление представить западную модель со-
цио-политического развития в качестве универсальной было ошибочным. 
Однако я все еще считаю, что термин здесь ни при чем, если не вкладывать 
в него конкретного идеологического смысла. В то же время многочислен-
ные неудачи и ошибки в процессе модернизации привели нас к пониманию 
того, 



36 Предисловие ко второму изданию 

что он включает в себя глубокую трансформацию существующих 
социальных, экономических и культурных институтов, которые могут 
облегчить или затормозить этот процесс. Недавние провалы в попыт-
ках модернизации во многих странах «третьего мира» доказали, что 
этот процесс сопряжен со многими трудностями, особенно, если осо-
бые пути и модели модернизац
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 344
 <<-