|
е смерти царя Муттона развернулась борьба между двумя
группировками, одна из которых, возглавляемая царем Пигмалионом, сумела,
по-видимому, приобрести симпатии народа и одержала верх. Другая, вероятно,
группировалась вокруг жречества. После ее поражения был казнен жрец бога
Мелькарта Ахерб, который, по словам Юстина ( XVIII , 4, 5), занимал в городе
второе место после царя. Вдова Ахерба и сестра царя Элисса бежали из города
сначала на Кипр, а затем в Африку. То, что на Кипре к беглецам присоединился
жрец одного из верховных божеств, которое латинские авторы называют либо
Юпитером ( IusL . XVIli , 5, 2), либо Юноной ( Serv . ad Леи. 1, 443), также
свидетельствует о жреческо-ари-стократической принадлежности группировки Элиссы.
С царицей бежали из Тира также «сенаторы» ( lust . XVIII , 5, 15), т. е. те
представители правящих кругов, которые, видимо, ныступали против Пигмалиона.
Может быть, мы знаем некоторых спутников Элиссы. Одним из них мог быть Витий,
которого Сервий со ссылкой на Ливия ( ad A . ei \. f , 738) называем команда \
ром нунического флота. Несколько далее ( I , 740) Сервий помещает Бития среди
«принцепсов» нового государства. Существование-финикийского города Битии на
Сардинии, а также тот факт, что один из нумидийских предводителей (а нумидийцы,
как известно, испытывали сильное пуническое влияние) во время III Пунической
войны также назывался Битием (Арр. Lib . Ill , 114, 120), позволяет с доверием
отнестись к ливиев-скому сообщению. Вторым снутником Элиссы был, по-видимому,
Мицри. Его потомок Баалей оставил наднись ( CIS , 3778), 24 в которой
перечисляет 16 поколений своих нредков, что позво-
ляет отнести первого из них к последней трети IX в. до н. э. [215, с. 467—469].
Был ли этот Мицри каким-нибудь знатным человеком, мы не знаем, но среди сто
потомков в Карфагене были люди, занимавшие высшие посты.
Сохранение имен основателей Карфагена неудивительно. В карфагенских
аристократических родах, но-видимому, сохранялись нредания и традиции, а
принадлежность предков к спутникам Элиссы должна была особенно цениться
потомками. Если верить Силию Италику ( I , 72 — 74; IV , 745 — 748), знаменитая
семья Баркидов, к которым принадлежали Гамилькар и Ганнибал, возводила себя к
тем, кто бежал вместе с царицей, и даже к ее родственникам.
Таким образом, побежденная в междоусобной борьбе жре-ческо-аристократическая
группировка была вынуждена бежать из Тира и, пристав к африканскому берегу,
стала основательницей Карфагена [26, с. 223; 106, с. 44].
И встает третий вопрос — когда же был основан Новый город (именно таков
дословный неревод названия города, основанного Элиссой — Картхадашт, Карфаген)?
Традиция нере-дала нам две основные даты — 814/13 г. до н. э. или немного нозже
и 825—823 гг. до н. э. (не считая чисто фантастических датировок, относящих
возникновение Карфагена к времени Троянской войны или несколько позже). В науке
обычно принимается нервая дата, восходящая к сообщению Тимея [32, с. 87; 215, с.
239-240; 313, т. I , с. 398-401]. Однако эта дата не выдерживает сравнения с
хронологией, опирающейся на данные ассирийских анналов. Если бегство Элиссы
произошло на седьмом году царствования Пигмалиона, как отмечает Менандр
Эфесский ( Ios . Contra App . !, 18), иснользовавший тирские хроники, то это
могло нроизойти не в 814, а только в 825 г. до н. э., ибо в противном случае
дед Пигмалиона Балеазар не мог бы платить дань Салманассару III в 841 г., как
об этом сообщают анналы ассирийского царя [26, с. 218]. Согласно Помпею Трогу (
lust . XVIII , 6, 9), использовавшему явно местную традицию [106, с. 41],
Карфаген был основан на 72 года раньше Рима. Традиция нередала различные даты
основания Рима — 753, 752 или 751 г. до н. э. [13, с. 72]. Мы, к сожалению, не
знаем, какую дату принимал Помпеи Трог, но в любом случае он относит создание
Карфагена к 825, 824 или 823 г. до и. э. Последняя дата совпадает с той,
которую сообщают Солив ( XXVII , 10) и Сервий ( ad Аен. I , 12). Возможно, что
Элисса бежала из Тира в 825 г. до н. э., а нрибыла в Африку уже в 823 г. до н.
э., и этот год стал годом основания Карфагена.
Сказанное не позволяет, однако, просто отбросить тимеев-скую датировку. Сам
Тимей, сицилиец, несомненно, знал карфа- 25
генян и карфагенскую традицию [106, с. 40]. Вероятно, в пунической
историографии существовало какое-то направление, которое относило основание
города к 814/13 г. до н. э. Вспомним, что и в самом Тире существовало предание,
относящее появление этого города к началу XII в. до н. э., хотя он явно
существовал уже давно. Видимо, через девять-десять лет после высадки Элиссы и
ее спутников в Карфагене произошло событие, которое и было принято частью
историков за подлинное основание города. Этим событием могло быть, например,
освящение первого храма, построенного на холме Вирсы, или смерть Элиссы и
основание Карфагенской республики (см. ниже) .
Итак, скорее всего в 823 г. до н. э. группа беглецов из Тира прибыла в Африку и
основала Карфаген. Мы уже отмечали, что, но словам Юстина ( XVIII , 5, 8—9),
местные жители дружелюбно приняли прибывших и продали им землю для основания
города. Но как в таком случае обстоит дело с факторией, которая, возможно, уже
существовала на месте будущего Карфагена? Представляется, что объяснение надо
искать в том, что финикийцы, обосновавшиеся в фактории, не были собственниками
земли, которая продолжала принадлежать максиям, и даже платили хозяевам
ежегодную дань (неизвестно, в каком виде и размере), как это делали позже и
карфагеняне. Прибытие большого числа пришельцев потребовало расширения
территории первоначального поселения, и эта дополнительная территория могла
быть куплена. Возможно, в действительности речь шла не об однократной покупке,
а об увеличении дани (в соответствии с увеличением населения и территории), что
позже трансформировало
|
|