|
ь в легенду о покупке земли. Иначе трудно объяснить,
почему после покупки карфагеняне продолжали платить за землю дань, как пишет
тот же Юстин ( XVIII , 5, 14) 9 . Характерно, что и утикийцы радостно приняли
новоприбывших ( Inst . XVIII , 6, 2). По-видимому, рост финикийского населения
укреплял их позиции по отношению к местному населению.
Таким образом, история основания Карфагена свидетельствует, во-первых, об
ожесточенной внутренней борьбе в Тире, в ходе которой
жреческо-аристократическая группировка потерпела поражение и часть ее (видимо,
наиболее активная) была вынуждена эмигрировать; во-вторых, эмигранты поселились
на территории, уже известной финикийцам, где неподалеку существовала Утика, а
на самом месте нового города — небольшое
й Эти соображении высказал И. 111. Шифмая, за что мы его искренне благодарим.
9 И. Ш. Шифман [106, с. 44—45]. считает, что покупка земли отражает первый этап
ливийско-карфагенских отношений, а аренда — второй, когда город 26 стал
разрастаться.
финикийское поселение; в-третьих, наиболее вероятной датой основания Карфагена
надо считать 823 г. или, во всяком случае, промежуток между 825 и 823 гг. до н.
э.
Итак, выделяется второй этап финикийской колонизации. Он охватывает IX — VII вв.
до н. э., совпадая частично с Великой греческой колонизацией. Мы отнесли его
начало к правлению тирского царя Итобаала. Вероятно, наибольший размах
колонизация приобретает во второй половине IX в. до н. э., когда ти-рийцы
начинают колонизовать Сардинию и радикально расширять свое присутствие в Африке,
основав Карфаген и другие города. По Диодору ( VII , 13), финикийцы обладали
талассокра-тией, т. е. господством на море, в течение 45 лет. Эта
талассок-ратия неречисляется седьмой в диодоровском списке, начинающемся от
Троянской войны, и это датирует ее второй половиной IX в. до н. э. В VIII в. до
и. э. финикийцы продолжают расширять сферу колонизации в Африке и Сардинии;
вытесненные с юга и востока Сицилии, они концентрируются на ее западе,
обосновываются на Мелите и Гавлосе, создают новые поселения в Испании. В VII в.
до н. э. увеличивается территория финикийцев в Африке, Сардинии и Испании; они
занимают некоторые пункты побережья и острова у атлантического берега Африки.
По-прежнему основная цель финикийцев — приобретение металлов. Но теперь речь
идет уже не только о золоте и серебре, но и о металлах, необходимых для
непосредственного производства. Иезекиил { XXVII , 12), перечисляя таршишекие
товары, говорит не только о серебре, но и о железе, свинце и олове. Еще одной
целью колонизации теперь является и приобретение земель: недаром центр тяжести
колонизационной активности во многом перемещается из Испании в центр
средиземноморского бассейна — в плодородную Сардинию и славившийся своими
земельными богатствами тунисский выступ Африки. Сама колонизации приобретает
гораздо больший размах. Хотя по-прежнему единственной метрополией остается,
по-видимому, Тир (участие сидонцев остается недоказанным). Число переселенцев
увеличивается.
Увеличение масштабов колонизации привело к тому, что ее характер изменился.
Теперь колонизацию уже нельзя назвать сугубо торговой. В колониях развивается
ремесло, земледелие и, разумеется, рыболовство. Это особенно хорошо видно на
примере испанских поселений [167, с. 355—398]. Уже на первом этапе колонизации
возникали настоящие города, как, например, Утика и Гадес. На втором этане число
таких городов увеличивается. Наряду с ними существуют и небольшие поселки с
довольно разнообразной, однако, экономикой (Тосканос в Испании), и поселки с
развитием преимущественно одной отрасли 27
хозяйства, например торговли (Могадор у берегов Северо-Западной Африки).
По-видимому, продолжают существовать и вновь возникать временные фактории,
каковой была, вероятно, первоначально Сабрата, где только позже возникает
постоянное поселение [152, с. 70]. Финикийцы проникают и внутрь территорий
(Сардиния).
Изменяются отношения колонистов с местным населением. К этому времени последнее
уже обладало достаточным уровнем развития, чтобы вступить в разнообразные
контакты с пришельцами. В Испании создается Тартессийская держава, где
существовало классовое общество и государство. Другие районы колонизации хотя и
не достигли этого уровня, но все же стояли на сравнительно высокой ступени
социально-экономического развития (например, районы проживания максиев и
Сардиния). Их контакты с финикийцами не ограничивались торговлей или
конфронтацией, но охватывали всю экономическую, политическую и культурную сферу.
Там, где существовало классовое общество (Тартесс), возникает местная
ориентализирующая цивилизация, носящая очень сильный финикийский отнечаток, но
не сводимая к финикийской. В других случаях такая цивилизация не возникает, но
финикийское влияние обнаруживается достаточно ясно, как это было в Сардинии,
Сицилии, Африке.
Разумеется, не могло не существовать и обратное влияние. Этим, в частности,
объясняются различия в локальных ответвлениях западнофиникийской культуры.
Недаром на западе Средиземноморья выделяются по крайней мере два круга
занадно-финикийской цивилизации: испанский (к которому присоединяется и
территория по африканскую сторону пролива) и пунический, который и является
темой настоящей работы.
В итоге можно говорить, что на втором этапе финикийская колонизация
представляет собой более сложный процесс и осуществляется в более широких
масштабах. Если на нервом этапе она была преимущественно тортовой и
односторонней (местное население нрактически никак не влинло на развитие
колонизационного процесса, нредставляло собой лить фон колонизации и было
нассивным поставщиком необходимых продуктов, в лучшем случае воздействуя только
на теми колонизаци
|
|