Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Карфагена :: Циркин Ю. - Карфаген и его культура
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
 II , с. 51]). 163 
и * 

нонимать слова bt ' s в одной из надписей ( CIS , 6000 bis ) 6 ) Ос о-бенную 
популярность в нуническом мире приобрел Бес. Это имя обозначает, собственно, 
даже не» одно божество, а несколько карликовых божеств, главной обязанностью 
которых была защита людед] [51, с. 144 — 145]. Изображения кривоногого карлика, 
часто вместе со змеями, рассматриваемыми как его атрибут," во множестве 
встречаются в Карфагене, Сардинии, на Пи-тиуссе [313, т. IV , с. 343-345; 320, 
с. 90 и рис. 17, 18]. Видимо, нунийцы считали его номогающим и исцеляющим 
божеством, а его атрибут — змеи — позволял им сопоставить этого египетского 
пришельца с Эшмуном или Цидом. 
Греческие боги в Карфагене 
С IV в. до н. э. карфагеняне военринимают и греческих богов. Знакомство 
карфагенян с греками относится к отдаленному времени. Однако до IV в. до н. э. 
мы не находим в Карфагене почитания греческих божеств. На территории державы, 
правда, найдены статуэтки, свидетельствующие о знакомстве с ними западных 
финикийцев; это женские фигурки, выполненные в грецизирующем стиле, иногда 
увенчанные высокими головными уборами, напоминающими калаф. Эти статуэтки 
обнаружены там, где карфагеняне поддерживали тесные контакты с эллинами: в 
сицилийской Мотии и на Питиуссе [298, с. 253 — 254; 299, с. 150; 434, с. 202 J .
 Однако надо л^ говорить о приятии самих богов? Питиусские фигурки найдены в 
пещерном святилище Эс'Куйрам и явно изображают Тиннит. Какое божество передают 
фигурки, найденные в Мотии, неизвестно, может быть, Астарту. Во всяком случае, 
сами но себе статуэтки говорят о знакомстве жителей Мотии и Эбеса с 
^изобразительным искусством греков, но не о приятии греческих культов. 
Положение меняется/в IV в. до н. э. Карфагеняне начинают обращаться к 
греческому оракулу Аполлона ( Diod . XIX , 2, 3). 
В этом же столетии греческие божества проникают в карфагенский нантеон. Хорошо 
известно о включении в число пунических божеств Деметры и Коры. О введении 
этого культа рассказывает Диодор ( XIV , 70; 77). По его словам, во время войны 
с Дионисием карфагеняне, осадившие Сиракузы, разрушили и разграбили 
находившееся в окрестностях города святилище Деметры и Коры, это вызвало гнев 
богинь, обрушивших 
6 Ж. ФеррОн полагает, что речь идет не о храме, а о потустороннем жилище 164 
Исиды, в котором отныне пребывает душа мертаеца [264, с. 78 — 79]. 

Mil воинов страшную эпидемию. Еще большее испытание ждало пунийцев после войны: 
мощпое восстание, поставившее под угрозу само существование карфагенского 
государства. В этих обстоятельствах карфагенское правительство и решило умило- 
/ гтииить разгневанных эллинских богинь, установив их культ / t ^ o 11 
Карфагене и назначив жрецами как своих собственных выдаю- / f . щихся граждан, 
так и наиболее умелых греков из числа тех,! w иго тогда жил в Карфагене. При 
этом Диодор подчеркивает,! ^ f * * что жертвы богиням приносились но эллинским 
обычаям. Прои- S . пошло это в 396 т. до н. э. j ! 
Выбор из всего мира греческих богов именно этих богинь Пыл неслучайным. Деметра 
и Кора, мать и дочь, богини плодородия, особенно нокровительницы хлебных злаков,
 связанные к то же время с нодземным миром, щщшша~ш>ч№№Л-и*4г^ьСш*ц- .ии-и-. 
Сам характер х-Фв*«№*геен**эе-и- приносящих плодородие бо жеств был близок 
африканским финикийцам, в экономике которых земледелие стало играть 
значительную роль (ср. [318, с HAS ', 531, с. 89]). В культе этих богинь были 
сильны мистические элементы, и это также могло привлечь карфагенян во ирсмя 
потрясений. / Приблизительно в это время начинается нообще триумфальное шествие 
Деметры по всему грекояэыч-ному миру [36, с. 13 — 26; 312, с. 1495—1496]. 
Карфагеняне, псе более поддававшиеся влиянию эллинской культуры, также припили 
в этом участие.]По своей сути Деметра и Кора были, видимо, довольно близки, W « 
fmMTreHTtnrp ^ - B ^ FreKo ^ ef >**- x - itetteKTax , и таким богиням, как 
Тиннит и Астарта. Однако слияния г ними не произошло: культ Деметры и Коры 
остался самостоятельным^. 
1!ведение этого культа было религиозной реформой, сознательно нроведенной 
правительством^) Ее аристократический характер не вызывает сомнения. Недаром 
жрецами новых богинь сделали «наиболее знатных граждан» (тотЗд'елют^отатоис, i 
iov jio ^ nrajv ). Аристократический характер этого культа, возможно, 
сохранился и в дальнейшем. По-видимому, именно Кора изображена на стеле 
греческого стиля [265, с. 101; 324, с. 158—159 п табл. 11]. Пуническая надпись, 
вырезаннан на этой стеле, ни;н.шает имя носвятителя: суффет Милкйатон сын 
суффета Магарбаала. Известна эпитафии жрицы Коры по имени Зибакат. ('.роди ее 
предков были люди, игравшие значительную роль и культовой жизни ( KAI , 70) 
[265, с. 89-104] 7 . 
[ Культ этих богинь до самого конца сохранял греческий чнрлктер. Даже имя Коры 
практически не ну визировалось 
' Надпись была найдена в Южной Франции, но сейчас доказано ее кар- 
фпгснское происхождение [265, с. 90—95 J . 165 

(имя Деметры в надписях пока пе встретилось): пунийцы его писали qr 'или krw ' 
[265,с.98] 8 .ВэпитафииЗибакатпередименем Коры стоит rbt («госпожа»), т. е. то 
же, что перед именем Тип-нит. Это показывает (если правильно восстановление Ж. 
Фер-ропа), что греческая богиня была возведена в рапг великих богинь, 
поднявшись на довольно высокую ступень в иерархии пунического пантеона. 
Возможно, что до падения Карфагена именно Кора играла первую роль в новой 
божественной паре (следов почитания Деметры пока меньше, чем ее дочери). В 
Карфагене явно был храм Коры (поскольку, как уже говорилось, была ее жрица). В 
римск
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-