Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Карфагена :: Циркин Ю. - Карфаген и его культура
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
умолял богов по 
отеческому обычаю (хата то naTpiov feOog ), т. е. жертвовал Крону 
(Баал-Хаммопу) детей, а Посейдону — жертвенных животных, бросая их в море ( 
xarcmov - Tio * ag ). В данном случае Посейдон выступает именно как бог моря. 
Какой именно финикийский бог подразумевается под именем Посейдона, сказать 
трудно. Предполагалось, что это — Йам, морское божество, известное в Угарите во 
II тысячелетии до н. э. | Г} 10, т. II , с. 49—50]. Но такое решение весьма 
спорно, и вопрос надо оставить открытым. Важно то, что в Карфагене существовал 
культ бога моря. 
В договоре Посейдон соседствует с Тритоном, причем последний назван даже раньше 
Посейдона. То же самое мы находим у Геродота ( IV , 188), приписывающего 
ливийцам, живущим вокруг оз. Тритонида, поклонение Тритону и Посейдону. 
Несколько раньше ( IV , 179) Геродот передает миф, согласно 161 
И .'1акаи 1033 

которому Тритон номог аргонавтам сойти с мели у оз. Тритонида и благополучно 
отнлыть домой. В этом мифе Тритон выступает местным богом-покровителем. 
Возможно, что под Тритоном, упомянутым в договоре, подразумевается 
действительно местное африканское божество, которое было воспринято 
карфагенянами и включено в их пантеон, так что там оказалось сразу два морских 
(или вообще водных) бога. 
В договоре Ганнибала с Филиппом V упоминается солнце, луна и земля ( Polyb . 
VII , 9, 2). В отличие от Баал-Хаммона и Тиннит, имевших солярный и лунный 
аспекты, это божества солнца (Шемеш), луны (Йарих) и земли (Арц). Упоминания 
этих богов встречаются на Востоке [119, с. 83; 244, с. 367|. О богине Гее 
(«Земле») упоминает Филон Библский ( FHG , III , fr , II , 13). Почитание 
солнечного бога доказывается ономастикой, где встречаются такие имена, как 
Абдшемеш («Раб Ше-меша») и Шемешхиллец («Шемеш освободил») [313, т. IV , с. 232,
 прим. 1]. На монете финикийской Малаки в Испании изображен храм с надписью sms 
[485, с. 346]. 
Мы видели, что у карфагенян (как и вообще у финикийцев) в ряде случаев 
выступают божества, выполняющие одну или близкие функции: три бога-врачевателя, 
два морских (или водных) бога и т. д. На каком-то этапе религиозного развития 
некоторые из таких божеств, имевших одинаковые «обязанности» и выступавших 
совместно, сливаются в одно двойное божество [349, с. 387 —404 J . Позже это 
распространяется на некоторые другие божества, у которых, может быть, не все, 
но хотя бы часть функций совпадает. В Карфагене мы находим такие двойные 
божества, как Цидтиннит ( CIS , 247, 248, 249), Милькастарт ( CIS , 250, 2785, 
5657), Цидмелькарт ( CIS , 256). В других местах западнофиникийского мира 
встречаются тот же Милькастарт в Гадесе {КА1, 71) и Лептисе ( KAI , 119), 
Решеф-мелькарт на Питиуссе (КАЛ, 72А). Точно нрироду этих божеств определить 
пока невозможно. Ясно, что это были самостоятельные божества, отличающиеся от 
тех, которые сливались в один образ. Это несомненно доказывается одновременным 
почитанием в Карфагене Мелькарта, Астарты и Милькастарта. Некоторые из таких 
божеств могли значительно возвыситься. Например, как уже упоминалось, 
Милькастарт вместе с Шадраной стояли во главе лептисского пантеона. Появление 
таких симбиозных божеств относится к сравнительно позднему времени и характерно 
как для Востока, так и для Запада; это еще раз свидетельствует о сохранении 
нунийцами религиозных связей с метрополией. 
Кроме таких «больших» богов пунийцы почитали разных 162 мелких божков, демонов, 
имевших в первую очередь апотро- 

иоическое значение: они отвращали различные беды и от живых, и от мертвых. К 
ним относились «рогатые» демоны, статуэтки которых находят в разных концах 
финикийского мира [226, с 21—24]. Может быть, таких божков нредставляли и 
некоторые гротескные маски, обнаруживаемые в карфагенских некрополях [42, с. 
61]. К ним могли относиться и «патеки», изображения карликов, на носах 
финикийских кораблей ( Her . Ill , 37), которые должны были охранять моряков во 
время плавания. 
Все финикийцы, в том числе карфагеняне, поклонились также священным деревьям и 
водам [139, т. II , с. 154—168, 192—221 ]. Так, карфагенский полководец и его 
соратники клянутся реками, озерами 5 и водами ( Polyb . VII , 9, 2). Но 
особенно широко был распространен культ камней [490, с. 1—27], первобытный 
фетишизм, сосуществующий и сплетающийся с религией классового общества. Камни 
во многом рассматри-нались как жилища божества — бетилы. Как бетилы могли 
восприниматься и отдельные вершины, например гора Цафон и Сирии — обиталище 
Баал-Цафона, культ которого существо-нал и в Карфагене. Бетилом Баал-Хаммоиа 
был, видимо, вертикальный камень, слегка суживающийся кверху. С богиней 
плодородия был связан ромбовидный камень. 
]_Таким образом, пунический пантеон представлял собой иесьма иестрый и сложный 
мир. В него входили боги и божки, обожествленные воды, деревья и камни. Многие 
божества иыступали в самых различных аспектах, причем их функции зачастую 
перекрещивались, а то и совпадали. Карфагенский мир божеств еще более 
усложнился введением в него чужеземных богов. 
Среди этих чужеземцев в первую очередь надо отметить египетских. 
Карфагено-египетские контакты возникли уже » начальные времена существования 
Карфагена. Эти контакты были характерны не только для экономической, но и для 
религиозной жизни. По египетскому образцу строились, вароятау, храмы (см.
-н-имш-^, в виде египетских храмиков оформлялись стелы божеств. Уже в ранних 
могилах находят разнообразные египетские скарабеи, амулеты, футлярчики для них 
с изображением различных божеств — Осириса, Хатхор, Сохмет и др.\ |371, с. 95 
—102]. Имя Исиды появляется в ономастике: наггртГ^ мер, Абдис, т. е. «Раб 
Исиды» [461, с. 548]. В Карфагене, иидимо, существовал и храм Исиды, если 
именно так надо 
5 Если принять наиболее вероятное исправление неудовлетворительного 
чтения данного места текста (см. [519, т
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-