|
е черты, свойственные Тиннит, были присущи и богине Л, та рте. Астарта —
древняя богиня, культ которой засвидетель-
< i иован еще во II тысячелетии до н. э. Она была в первую оче
редь богиней плодородия, а после перенесения этих ее функций
ми мир людей — богиней любви, как об этом свидетельствуют
многочисленные фигурки обнаженной богини (с подчеркнутыми
признаками пола и руками, сжимающими груди), какие часто
находят в Финикии, Сирии и Палестине. Она выступает одно-
иременно и как дева (ладдёлюс; 'Аатадтт)), и как одна из сунруг
иррховного бога Эла, и как мать Титанид ( FHG , 111; Phi ], fr . 11,
I !) -20). Кроме того, она была воинственной богиней и богиней-
<>\птницей, покровительницей царской власти. В ее образе ири-
¦ \тствует и лунный аснект ( Luc . de dea Syra 4); может быть,
' отождествляли и с вечерней звездой [119, с. 74—77; 140,
. 17-24; 228, стб. 1777-1778; 313, т. IV , с. 251-258; 326,
¦ 39-45; 402, с. 524-528; 445, с. 10; 494, с. 33].
В [ тысячелетии до н. э. культ этой богини был широко распространен во всем
финикийском мире и даже за его нределами. I ii поклонялись филистимляне, а
порой и израильтяне в Пале-. nine ( Ind . 11,13; I Sam . VII , 3-4; XXXI , 10;
II Reg . XXIII , 13) ii моавитяне в Трансиордании ( KAI , 181). В самой Финикии
ц.окным центром ее культа был Сидон ( Luc . de dea Syra 3—4; Whil . Tat . I ,
1). Почитали ее и в Тире. По словам Филона Библ-
< кого ( fr , II , 24), именно в Тире, на острове, Астарта нашла
\ нашную с неба звезду и посвятила себе этот остров. Тирский
H . ipi . Хирам построил в Тире храм богини ( los . Ant . Ind . VIII ,
', .!). С тирскими колонистами культ Астарты распространился но различным
районам Средиземноморья.
В Карфагене культ этой богини засвидетельствован эпиграфикой. В городе имелся
храм Астарты ( CIS , 255, 5683). Самой дренпей надписью, найденной в Карфагене,
является надпись, сделанная на золотом медальоне, посвященном Астарте и
Пигмалиону ( KAI , 73). Этот медальон датируется приблизительно 700 г . до н. э.
, и,несмотря на некоторые возражения, можно при- MMTI . его карфагенское
происхождение [435, с. 121 — 124]. Очень пижпа находка в этрусских Пиргах,
гавани Цере, золотых табличек с двумя этрусскими и одной финикийской надписью,
датируемых около 500 г . до н. э. В этих надписях говорится ii создании
церетанским царем Тефарие Велианасом святилища Ос ни пи, которая в финикийском
тексте именуется Астартой, и н итрусском — Уни-Астартой [433, с. 76 —100].
Отождествление Астарты с одной из великих богинь этрусской религии, 155
относящейся к верховной триаде местного пантеона [30, с. 186, 191 —192], уже
само по себе многозначительно. Это показывает, что и в Карфагене в это время
Астарта занимала одно из первых мест. Она, вероятно, выступает покровительницей
верховной власти.
В Карфагене Астарта сохранила и свой характер богини плодородия и любви. Об
этом свидетельствуют статуэтки обнаженной или одетой богини, поддерживающей
руками груди, как это было обычно и на Востоке [157, с. 43—53]. Они датируются
V 7 I в. до н. э. Видимо, здесь Астарта продолжала оставаться и лунной богиней.
Если это так, то знаки, обозначающие пару — солнечное и лунное божества
(перевернутый полумесяц с кругом и, может быть, «знак Тиниит»), — были
первоначально связаны с культом Баал-Хаммона и Астарты. Высокое положение
Астарты подтверждается и отождествлениями этой богини с греческой Герой и
римской Юноной [313, т, IV , с. 255 — 2581.
Как уже говорилось, с середины V в. до if . э. происходят изменения в
религиозном сознании карфагеннн. Если это предположение правильно, то эти
изменения затронули прежде всего культ Астарты. Эта богиня оттесняется (хотя,
возможно, неофициально) Тиниит, чьи функции во многом совпадали с функциями
Астарты. Это не означает, конечно, что Астарту перестали почитать. Продолжает
существовать храм Астарты. Обилие теофорных имен, связанных с Астартой,
свидетельствует, что многие карфагеняне по-прежнему отдают своих детей под
покровительство этой богини. В одной надписи (КА/, 81) упоминается святилище
одновременно двух богинь — Астарты и Тиннит. Наличие одного святилища говорит и
о близости двух богинь, и о неслиянности их в одно существо. Предполагают, что
в римское время на этом месте находился храм Цереры и Прозерпины [239, т. II ,
с. 99]. Это обстоятельство может, как будто, прояснить отношения двух богинь.
Оба божества связаны с плодоносящими силами земли, и они могли рассматриваться
в карфагенской мифологии как мать и дочь.
Культ имела и ипостась Астарты — Астарта Эрицинская, чей культовый центр
находился на горе Эрике на северо-западе Сицилии. Это было элимское божество,
близкое к Дстарте и отождествленное финикийцами с Астартой. По преданию,
ежегодно эрицинская богиня на девять дней покидала Сицилию \\ нерелетала в
Африку, сопровождаемая священными голубями { Ath . IX , 51, 394 f : Ael . Var
hist . I , 15). Африканским центром ее культа была Сикка, и Солин ( XXVII , 8)
подчеркивает, что Венера, там почитаемая, была Эрицинской. Ее культ засвиде-156
тельствован и в самом Карфагене ( CIS , 3776). Возможно,
оттуда (а может быть, и непосредственно из Сицилии) он распространился и на
Сардинию ( IFPCO Sard . 19). В самой же Сицилии карфагеняне оказывали
эрицинскому святилищу всяческие почести и торжественно отправляли там культ (
Diod . IV , 83, 4) [372, с. 354; 411, с. 91-941. Трудно сейчас установить
различие между собственно Астартой и ее эрицин-г.кой ипостасью. Судя по
сообщению Валерия Максима (11, I ), 15) о священной проституции в храме в Сикке,
можно думать, что в культе эрицинской богини еще больше был подчеркнут момент,
связанный с плодородием земли и плодовитостью челов
|
|