|
299, с. 150; 300, с. 439; 301, с. 149-150].
Очень часто полумесяц сочетается с солнечным диском,
располагающимся между рогами полумесяца. Видимо, это —
символ божественной пары: солнца — Баал-Хаммона и луны —
Тиннит. /
^_Итак, Тиннит предстает перед нами в первую очередь как небесная богиня,
имевшая преимущественно лунный аспект. Ее священной птицей был голубь. Именно
голубиные крылья покрывают тело богини на питиусских статуэтках.1 Интересна в
этом отношении статуя на крышке саркофага - "! V — III вв. до н. э., в котором
была похоронена уже довольно пожилая жрица, женщина негроидного типа. На крышке
же саркофага статуя молодой женщины, которая как бы вписывается в изображение
голубя: его голова поднимается над головой женщипы, а крылья окутывают бедра и
поги, оставляя открытыми только ступни [42, с. 71, ил. 19, 20]. Кто это? Богиня
или жрица? Ясно, что скульптура не может быть портретом погребенной. Возможно,
в этом образе слились и представление, о богине, и идеальное изображение ее
жрицы, подобно тому как в Греции в раннее время женские фигуры могли
представлять одновременно и божество, и его служительниц [503а, с. 198—199].
{Женщина, сливающаяся со своим атрибутом — голубем, — 148 такова божественная
Тиннит.
¦ Как узнс г о во рилось , римляне отождествляли Тиннит —Целе- i 1ис с Юноной^
И Апулей ( Met . VI , 4) говорит, что в Карфа- i rue Юнону чтут как деву,
движущуюся по небу на льве. Эти слона о небесной деве ясно показывают, что речь
идет о Тиннит. Лнулей знал, что говорил. По происхождению африканец, он учился
в Карфагене (конечно, уже римском) и позже жил там, достигнув высоких
должностей, в том числе должности верховного жреца [21, с. 358—359]. Лев вводит
нас уже в другую сферу деятельности Тиннит. В религиях Ближнего Востока лев
обычно иссоциируется с богинями плодородия, богинями-матерями |Л72, с. 141].
Движущаяся на льве Тиннит — Целестис — Юнона выступает, таким образом, не
только как небесная боги ця 4 но и как богинн плодородия.
I Небесная богиня носылала на землю благодатный дождь, оплодотворяющий эту
землю и дающий жизнь всем ее обитателям ( CIL , VIII , 16810).лТертуллиан
называет эту богиню «¦обещающей дождь» ( Apol . 23, 6). Оплодотворяя землю,
Тиннит оказывается Великой матерью. Этот титул (' m rbt ) встречается и
пунических надписях ( CIS , 195, 380).-6 одной из пих< как--бы дл я того-
чщ)6ы~~ша~~о?~ *&ом пов «дяюг-"Н-^рятедоге»тееУ№'-эт'ого титула
именна-Тийш*т^ыв^л«-^н**н*»»нв+*- т ^е-ди««» «вте-ри-зд-дет щин'И'гвт —- TT ^
itjj ..Яяя iL —Этот эпитет надо сопоставить с эпитетом, который иногда
прибавлялся к имени карфагенской богини м римское время— tutrix - («кормилица»)
[372, с. 220 — 222], и г фигуркой I в. н. э. из Тинниссута, изображающей
молодую женщину, кормящую ребенкаТ[42, ил. 23]. Оттуда же происходит фигура
львиноголовой богини [42, ил. 25—26; 196, табл. 61], также изображающая,
по-видимому, Тиннит, частично слившуюся со своим священпым животным.
( (1имволами Тиннит как богини плодородия были также ишм.ма и гранаД[451, стб.
2190—2197]. На карфагенских стелах ити енмволыпоявляются только с IV в. до н. э.
[191, с. 26], мо на стелах V — IV вв. до я. э. в Хадрумето в руке богини шар,
и ом кажется нам гранатом [191, СЬ-1076, 1077]. Уже на гршшитсльно ранних
стелах, относящихся к V в. до н. э., встречается изображение вертикального
ромба, сочетающегося с так нанимаемым знаком Тиннит (например, [191, СЬ-517]).
Ромб обычно связан с идеей рождения, произрастания, появления |11,с.111].Ив
данном случае он, видимо, выступает как воплощение плодоносящей сущности богини.
Казалось, этому характеру Великой матери и богини плодородии противоречит
предстввление о Тиннит — Целестис как и деве. А ее девственный характер не
вызывает сомнений. Кик дена ( virgo ) она упоминается Тертуллианом ( Apol . 23,
6), Лшугтшюм ( civ . Dei II , 4), в надписях ( GIL , VIII , 9796; VI , 149
37170). Но то, что противоречит здравому смыслу, иначе выглядит в религиозных
представлениях. В них вполне может сочетаться девственность и материнство.
Чтобы не выходить за пределы финикийского мира, можно сказать о богине Анат,
которая является одновременно и девственницей (это ее постоянный эпитет), и в
то же время супругой и возлюбленной своего брата Баалу [252, с. 81—83].
По-видимому, такое сочетание и было причиной того, что греки иногда
отождествляли Тиннит с Артемидой, которая также была одновременно и девой, и
матерью, и кормилицей [259, стб. 621—622]. Так, имя Абдтиннит в двуязычной
надписи из Афин около 400 г . до н. э. переведено как Артемидор ( KAI , 53).
Небесную деву Тиннит сближает с Анат и ее воинственный характер. В римских
надписях Целестис порой имеет такие эпитеты, как invicta («непобедимая»),
victrix («победительница») [229, стб. 1250]. Может быть, с воинственным
характером богини связан эпитет drt («могущественная»), появляющийся иногда в
нунической эпиграфике ( KAI , 72 B ).
\Хиннит выступала и как владычица и покровительница Карфагена*, В надписях ее
всегда именуют rbt («госпожа»), а однажды ' dnt (щонская - форма - от - хл -о в
а Н^ —-нн^ве дод ы» ) [297а, с. 21—22]. Именно в качестве «госпожи» Карфагена
она появляется на карфагенских монетах у ч[320, табл. 109, рис. i , j ; 38,
табл. VIII , 18]. Хотя тип изображения, несомненно, копировал сиракузскую
чеканку (ср. [37, табл. VI , 16; VII , 5 — 7; 533, табл. 42 b , 80]), женская
голова изображала, конечно, не нимфу Аретузу, обычную в Сиракузах, а Тиннит. В
некоторых случаях голова богини украшается царской диадемой [320, табл. 109,
рис. i ; 434, рис. 211, 27*3]. И хотя форма этой диадемы также заимствована у
греков, само ее понвление на голове карфагенского божества знаменательно.
Видимо, и
|
|