|
выстунает Эл, которого, по
словам того же Филона, греки называли Кроном ( FHG , III , Phil . fr . II , 7,
14; 20-21). Иногда полагают, что в образе Баал-Хаммона карфагеняне почитали
старого Эла [154, с. 216; 239, т. II , с. 77; 244, с. 368]. Такое предположение
необязательно. Но, возможно, какие-то черты древнего Эла действительно были
перенесены карфагенянами на своего Баал-Хаммона.
И Крон в Греции, и Сатурн в Риме были богами, покровительствующими хорошему
урожаю, и в то же время они высту-нали покровителями мертвецов, находящихся в
загробном мире. Подобными же чертами обладал и Баал-Хаммон. Поэтому его
отождествление в первую очередь с Кроном —- Сатурном неудивительно. То, что
пунический бог обладал чертами «родителя», тоже способствовало отождествлению,
поскольку Крон рассматривался в эллинской мифологии как общий отец нескольких
ноколений богов. Это отождествление облегчалось и тем, что в некоторых
вариантах мифов Крон выступает как властитель Запада. И хотя первоначально этим
Западом была Италия [82, с. 40—63], сфера деятельности Крона распространяется
на все западные земли. И именно с этим обстоятельством связывает Диодор ( V ,
66) почитание Крона как римлянами, так и карфагенянами.
Итак, солнечный бог и покровитель плодоносящей земли, царствующий не только на
небе, но и в потустороннем мире, Баал-Хаммон занимал важное место в
карфагенском пантеоне. 1_И вне Карфагена его культ был весьма распространен. Он
был одним из самых популярных богов в Африке и при карфагенянах, и при римлянах,
когда верующие предпочитали уже называть бога Сатурном. Когда на Африку уже
наступало христианство, местные язычники, по словам Августина { En . in Ps .
CXLV , 12), п очит ая Сатурна как господина и бога, противопоставляли его Хр
истуД Это, по-видимому, уже результат поздне-античного синкретизма, но,
возможно, какие-то черты пуниче-146 ского божества способствовали этому.
Уже говорилось о том, что на некоторых стелах из Мотии наряду с солнечным
диском появляется и изображение полумесяца с солнечным диском между рогами. Это
не только символ солнца — Баал-Хаммона, но и стоящего рядом с ним лунного
божества. На одном таком памятнике из той же Мотии II VI в. до н, э, над
надписью в честь Баал-Хаммона появляется женская фигура [315, с. 63, табл. XVII
]. Следовательно^ уже и VI в. до н. э. солнечный Баал-Хаммон почитается порой
вместе с женским лунным божеством.^ Таковым с V — [ V вв. до н. э. ни ступает
Тиннит, которая в карфагенских надписях IV — II вв. до н. э. занимает первое
место, оттеснив Баал-Хаммона на иторое.
Тиннит — популярнейшее и в то же время загадочное божество Карфагена. Ее эпитет
в пунических надписях — Пене Иаал. Большинство исследователей переводят эти
слова как «Лик Баала», хотя и спорят- о конкретном значении этого :>нитета
(например, [239, т. II , с. 96; 313, т. IV , с. 245-247; 498, с 588]). Согласно
другой точке зрения, это означает «Украшение Баала» [107, с. 59-60; 65; 313, т.
IV , с. 245, прим. 1]. Не кдаваясь в споры, надо отметить, что в любом случае
Тиннит явно связана с Баалом (хотя и необязательно с Баал-Хам-моном).
Прежде чем говорить об этой богине, надо отметить одно нажное обстоятельство.
Как говорилось, в римско-африканском Сатурне могли воплотиться как пунические,
так и римские черты. Иное положение с Тиннит. После римского завоевания и
распространения в Африке латинского языка Тиннит стали называть Небесной
богиней, Деа Целестис или просто Целестис. До правления происходящего из Африки
императора Септи-мия Севера культ Целестис был почти неизвестен вне римских
провинций Африка, Нумидия и Мавритания [246, стб. 199; -, 247, стб. 992; 517, с.
360; 530, с. 313]. Поэтому представляется наиболее вероятным, что Целестис —
не римская богиня, а ла,-тинское имя Тиннит. И уже эту богиню римляне
отождествляли со своей Юноной, а иногда и с такими богинями, как Диана или
Церера [181, с. 339; 517, с, 350] 2 . Это позволяет с большим основанием, чем в
случае с Баал-Хаммоном — Сатурном, обратиться к Целестис для реконструкции
отдельных черт Тиннит.
Римское имя выделяет один, но, видимо, важнейший аспект образа богини — это
небесная богиня. Недаром Геродиан ( V , 6, 4) называет ее OUQCtvict
(«Небесная»), утверждая, что такое имя дали богине ливийцы. «Движущей тучи и
ветры» названа
2 Это отождествление, видимо, дало право Сервию ( Ad Aen . IV , 680) на-
аиать Сатурна и Юнону «отеческими богами» Карфагена. 147
to *
эта богиня в латинской надписи ( CIL , VIII , 16810). Однако Тиннит была не
просто небесной, а именно лунной богиней. Об этом пишет тот же Геродиан ( V , 6,
4—5), указывая при этом, что/карфагеняне именуют эту богиню Астроархой
(«владычицей звезд»), желая подчеркнуть ее лунный характер. На стелах обычным
символом богини был полумесяц, как пранило'перевернутый вниз, или, реже, лунный
диск] [451, стб. 2188; 518, стб. 855—856]. Антропоморфные изображения Тиннит в
самом Карфагене довольно редки. Но там, где они появляются, мы видим женскую
голову с крыльями, подчеркивающими небесную сущность божества [191, с. 24 и
СЬ-685]. В Хадрумете она изображена в виде женщины, закутанной в плащ, сидящей
на табурете и поднявшей правую руку в благословляющем жесте; в другой руке она
держит какой-то шар (видимо, гранат), а рядом с ней — перевернутый нолумесяц; и
здесь одежда богини покрыта крыльями [191, СЬ-1076, 1077]. В пещерном святилище
Эс'Куйрам на Питиуссе, где, возможно, находился культовый центр Тиннит,
распространявший свое влияние и на восточное побережье Испании [234, с. 50—51],
многочисленные фигурки изображают ту же богиню. И снова перед нами сложенные
крылья, покрывающие тело наподобие плаща, и полумесяц на головном уборе или на
груди [234, с. 45
|
|