|
льефы на стелах, изображения на геммах, фигуры на монетах (многие из которых
уже римского времени, но отражают пуническую традицию) позволяют нам увидеть,
как представляли себе пунийцы этого бога. Вероятно, очень древним было
почитание Баал-Хаммона в виде бетила — суживающегося кверху столба. Изображение
именно такого столба появляется на древнейшей стеле с надписью в честь
Баал-Хаммона в Карфагене, о которой уже говорилось. Другие стелы часто
напоминают трон, на котором воздвигнут бетил бога. В самом Карфагене до V в. до
н. э. единственным украшением стел Баал-Хаммона был солнечный диск [191, с.
20—21]. А сардинская надпись в честь этого божества IV в. до н. э. высечена на
камне, который сам напоминает бетил: слегка суживающийся кверху столб [315,
табл. XXXIII ]. Несколько иное положение сложилось в Сицилии. Там на стелах из
Мотии того же, IV в. до н. э. наряду с диском появляется и перевернутый
полумесяц, между рогами которого изображается тот же солнечный диск [315, табл.
XVII , XIX , XX ]. А на более поздней стеле из Лилибея ( IV — II вв. до н. э.)
над надписью появляется волнистая линия, над которой располагаются розетки [315,
табл. XIV ]. Видимо, перед нами — символическое изображение небесного океана
(см. ниже). Мы ограничились только теми стелами, на которых выгравирована
надпись в честь одного Баал-Хаммона.
Уже довольно рано бетилы сосуществуют с изображениями бога. Так, на круглом
камне, напоминающем солнечный диск, изображается человеческое лицо с большими
открытыми ушами, которые должны были воспринимать мольбы верующих. Древнейшее
такое изображение с надписью относится, по-видимому, к самому началу VI в. до н.
э. [270, с. 96 — 103], хотя, конечно, такие диски могли распространяться и
раньше.
С VI в. до н. э. начинают появляться и изображения Баал-Хаммона, восходящие к
типу, засвидетельствованному в Передней Азии еще во II тысячелетии до н. э. Бог
изображается в виде могучего бородатого старца, одетого в длинную, часто
плиссированную одежду и сидящего на троне. На голове бога высокая коническая
тиара с покрывалом, спускающимся на его затылок и спину. Иногда тиара
заменяется короной из перьев. Правую руку Баал-Хаммон поднимает в
благословляющем жесте, а в левой держит посох, украшенный наверху либо шишкой
сосны, либо хлебным колосом. Рядом с головой часто изображается диск, иногда
крылатый, но египетскому образцу, 144 иногда без крыльев. Трон бога обычно
(хотя и не всегда) укра-
тают керубы [387, с. 132-134; табл. XLIV - XLV , рис. 132-1341. Керубы,
изображаемые в виде крылатых зверей с чело : игчоскими головами, выступают в
качестве стражей и символов (•интости_ места [344, с. 211—212], в данном случае
— трона бога. Представление о керубах было распространено в Финикии и Палестине
уже во II тысячелетии до н. э. и сохранялось в I тысячелетии до н. э. [118,
табл. 16, 18, 24, ср. с. 137 J . Баал-Хаммон становится, таким образом,
подобным библейскому всевышнему богу, восседающему на керубах ( Ies . XXVIII ,
16; Ps . XVII , 11). Па древней гемме VI , а может быть, и VII в. до п. э. трон
Баал-Хаммона поставлен на корабль египетского типа, напоминающий корабль
Осириса, пересекающий подземные воды, как об ;>том говорит стебли растений,
растущих вниз. И в подземном мире Баал-Хаммон появляетсн в царственном виде
вместе со исеми своими атрибутами. Отметим, что хлебный колос был атрибутом
этого бога еще до магонидского завоевания Африки и появления «континентальной»
державы Карфагена с ее земельными богатствами.
Таким образом,[Ваал-Хаммон предстает перед нами как один из важнейших
богов~Карфагена. Он выслушивает мольбы людей и благословляет их. Его атрибуты,
особенно сочетание солнечного диска и хлебного колоса, ясно говорят о нем как о
солярном божестве и одновременно боге земного плодородия. Колос мог заменяться
сосновой шишкой, а она издавна служила символом и бессмертия, и мужского
плодородия [372, с. 200—203]. !)тот бог, по-видимому, располагался над небесным
океаном, 11 ночью плыл с запада на восток по нодземному океану через царство
мертвых, и в этом царстве он не терял царственного иеличия, выступая,
по-видимому, его повелитедем] Упомянутое изображение Баал-Хаммона на гемме VI
или VII в. до н. э., где трон номещается на корабле, плывущем но подземному
океану, а сам бог обладает всеми своими атрибутами, лучше исего выражает его
триединую сущность как божества небесного (солнце), земного (плодоносный) и
потустороннего (владыка подземного мира).
После римского завоевания место Баал-Хаммона занимает Сатурн, заимствовавший
многие черты вытесненного им бога. Среди эпитетов африканского Сатурна
появляются такие, как Nt ' iiex («старец») и frugifer («плодоносный»), которые,
как мы иидели, с несомненностью отвечают пуническим представлениям о
Баал-Хаммоне. Среди других эпитетов Сатурна в Африке надо отметить genitor
(«родитель», «творец»), который по-ниляется иногда в римских надписях Северной
Африки [372, с. 114 — 118]. Является ли представление об «отце» Сатурне
наследством иупической эпохи? Ответить с полной определен- 145
Н ) Закал 1033
ностью на этот вопрос невозможно из-за недостаточности материала. Однако надо
заметить, что это вполне соответствует тому образу божества, который сложился в
ханаанейской и библейской религии, в том числе образу Йахве, на которого
Баал-Хаммон, восседающий на керубах, весьма похож. Как полагают некоторые
исследователи, в том числе М. Леглэ, именно потому, что Баал-Хаммон выступает в
качестве «родителя», ему и приносят в жертву новорожденного первенца [372, с.
327—328]. | Библейский Йахве также требовал: «Отдай мне первенца из ¦ сынов
твоих» ( Ex . XXII , 29).
В мифологии Филона Библского в качестве «родителя
|
|