Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Карфагена :: Циркин Ю. - Карфаген и его культура
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
ались по крайней мере три бога с одинаковыми или 
близкими функциями, функциями врачевателей и воскресителей: Эшмун, Цид и 
Шадрапа. Их культы могли существовать одновременно в одном месте. -^ж# 
.. ¦""¦'-' Tiu /ч. культы всех трех богов в Карфаге не.[ То же самое 
было в Сардинии. Многочисленные статуи Эскулапа, найденные 141 

в Лентисе, свидетельствуют о почитании Эшмуна в этом городе [284, с. 33]. И все 
же какие-то обстоятельства, от нас сейчас ускользающие, привели к тому, что 
один из них приобретает первенствующее значение: в Лентисе это Шадрана, в 
Сардинии — Цид, в Карфагене — Эшмун. 
Мтгги,,(центральной фигурой карфагенского пантеона был, как нредставляется, 
Эшмун, бог-целитель и воскреситель, бог, связывающий два мира — мир жизни и мир 
смерти. Его храм, построенный в Бирсе, пак мы ттргдттплогпгм, был самым древним,
 ведущим свое начало от первых носеленцев, обосновавшихся на холме Бирсы. 
И уже тогда, в первые времена существования города, вне Бирсы, на морском 
берегу, где, видимо, высадились первые колонисты, возникло святилище под 
открытым небом, так называемый тофет, ^—к итиром подроб нее- будет - сказано— д 
о а ж е? В этом святилище было найдено большое количество относящихся к IV и 
более поздним векам надписей в честь божественной пары Тиннит Пене Баал и 
Баал-Хаммона! В IV — II вв. до н. э. Тиннит была наиболее почитаемым женским 
божеством Карфагена. ^ 
Однако раскопки в тофете показывают, что это святилище не оставалось неизменным.
 Приблизительно до середины V в. до н. э. территория тофета была покрыта 
миниатюрными каменными храмиками, бетилами ', имеющими вид столбов, или с 
изображениями столбов либо с нластическими изображениями трона божества. На 
двух таких стелах с изображением столба, слегка суживающегося кверху и 
помещенного в нишу, вырезаны надлиси, палеографически датируемые VI в. до н. э. 
Они одинаковы и отличаются только именем посвятителя, и все , посвящены 
Баал-Хаммону: «Господу Баал-Хаммону жертва-молк, которую пожертвовал» такой-то 
[191, СЬ-513—514; 196, табл. 16; 263, с. 57—61]. Во второй половине V —начале 
IV в. до н. э. все меняется. Наряду с только что описанными камнями появляются 
более тонкие, вытянутые вверх стелы с пирамидальной вершиной и гладкой лицевой 
поверхностью. Если раньше на камнях изображался главным образом солнечный круг, 
то теперь поверхность стелы покрывают символы, имеющие вид перевернутого 
полумесяца с кругом между рогами в виде «бутыли» или «знака Тинпит». Об этих 
символах речь пойдет позже, а сейчас надо отметить только, что они обнаружены 
на стелах тофета. Сначала различные виды стел сосуще- 
Бетил (правильнее, Бет-эль), букв, «дом бога». Под этим словом теперь 
понимаются камни различного вида, чаще всего в виде столба, считающиеся 142 
священными. 

ствуют, а затем ранние камни исчезают, поверхность засыпают слоем песка, и выше 
его ставят только посвящения нового типа. Па них появляются и посвятительные 
надписи в честь Тиннит и Баал-Хаммона [158, с. 121-122; 190, с. 4-6; 191, с. 
19-21; 196, с. 41; 207, с. 146-148; 319, с. 57; 320, с. 95-97]. Мы 
присоединяемся к мнению тех исследователей, которые полагают, что это 
свидетельствует об изменениях в верованиях и о том, что то место, которое в IV 
— II вв. до н. э. занимали Тиннит и Баал-Хаммон, приблизительно до середины V в.
 до н. э. принадлежало одному Баал-Хаммону. Конечно, доказательств лтого 
положения еще недостаточно, и его можно принять только как гипотезу, хотя, на 
наш взгляд, очень вероятпую. Заметим, что в IV в. до н. э. на Мальте, в Мотии и 
Сардинии надписи также упоминают только одного Баал-Хаммона ( IFPCO Malta '» 6; 
Sic . 13, 14, 17, 18; Sard . 17), хотя позже наряду с ним, как и в Карфагене, 
появляется Тиннит. 
[ Баал-Хаммон принадлежит к довольно древнему слою финикийской религии [119, с. 
82; 248, с. 37]. Его привезли с собой и Африку колонисты. 
О сложности образа этого бога и его изменениях говорит, ки-к— нам -тинстся, • 
отождествление его античными авторами с разными божествами античного мира. 
Иногда его идентифицировали с Зевсом и Юпитером] Так, Цицерон ( de nat . deor . 
I , 29) говорит о Юпитере —Аммопе, почитаемом афрами. Афры — местное население 
подвластной карфагенянам Африки, которое находилось под сильнейшим пуническим 
культурным влиянием. Коатому цицероновский Юпитер—Аммон, вероятнее всего, не 
кто иной, как пунический бог.]Особенно часты отождествления Баал-Хаммона и 
Юпитера в восточной части бывшей Карфагенской державы, в современной 
Триполитании [144, с. 337], где, по-видимому, особенно ощущалась близость к 
Египту с его эллинистическим и римским культом Зевса—Амопа. И все же более 
обычным было сближение Баал-Хаммона с Кроном и Сатурном) Это особенно отчетливо 
видно в святилище II Цирте (Эль^ХЬфре), где в греческих надписях появляется 
Крон, в то время как в пунических в большинстве случаев — Баал-Хаммон. Особенно 
интересна в этом отношении одна надпись, которая составлена целиком по 
пуническому формуляру, но вместе с Тиннит Пене Баал ( Oevveid < peve Bai ) 
упоминается Крон [154, с. 169, № 3]. Культ Сатурна непосредственно продолжает 
культ Баал-Хаммона [372; 168, с. 37—38]. 
Имя бога различные исследователи трактуют по-разному. Его считают иногда 
«владыкой алтаря с благовониями» или «владыкой хамманим», т. е. священных 
столбов, ставившихся перед алтарями. Иногда под словом «Хаммон» понимают назва- 
143 

ние какого-либо места на Востоке. Но, вероятнее всего, речь идет о «владыке 
жара», что говорит о солярном характере Баал-Хаммона [140, с. 304; 313, т. IV , 
с. 280]. 
Р
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-