|
упа — мужской и женский, можно думать, что в Карфагене
господствовала моногамия [313, т. IV , с. 216, 435]. Как и вообще в
ханаанейско-палеетин-ском мире, основной целью заключения брака было законное
потомство. Недаром карфагеняне в своих надписях так гордо неречисляют имена
предков, подчеркивая тем самым свое законное происхождение.
Когда ребенок рождался, первым и важнейшим делом было дать ему имя. У
карфагенян в обычае были теофорные имена: Ханнибаал (Ганнибал) — «Милостив ко
мне Баал» (это имя могло быть и женским: RES , IV , 2001), Баалханнон— «Баал
милостив», Абдмелькарт — «Раб Мелькарта», Бодмелькарт — «Слуга Мелькарта»,
Азрубаал (Гасдрубал) — «Баал помогает», Гермелькарт — «Покровительствуемый
Мелькартом», Химиль-кат, или Ахмилькат (Гимилькон), — «Друг царицы», т. е.
Астарты или Тиннит, Ханпон (Ганнон) — «Милостив», подразумевается какое-то
божество, Аришатбаал — «Супруга Баала» и многие другие. Встречаются имена,
которые на первый взгляд не связаны с божеством. Таковы Малх, или Малк, —
«Царь», Магон — «Щит», Шафат, или Шуффет — «Судья». Но, видимо, и здесь
подразумевается божество, правящее, судящее или охраняющее. Такие имена не
случайны: получив имя в честь бога, человек оказывался под его защитой, обретал
в божестве покровителя. Иногда случалось, что все члены семьи носили имена,
связанные с одним каким-либо богом: например, Баалшиллек сын Баалханнона сына
Баалйатона ( CIS , 1239) или Бодмелькарт сын Абдмелькарта сына Бодмель-карта (
CIS , 1334). Интересно, что среди карфагенских имен встречаются такие, которые
можно назвать географическими: Цор (Тир), Цидон (Сидон), Мицри (Египет),
Шарданат (Сардиния, точнее, Сардинянка) и др. Что отразилось в таких именах?
Может быть, воспоминание о далекой родине, откуда уехали они или, скорее, их
предки.
У карфагенян, видимо, был распространен тот же обычай,
как и вообще в западносемитском мире: ребенок получал имя
ближайшего умершего родственника, ибо, как тогда считали,
132 в душе новорожденного как бы оживает частичка души мертвеца.
Поэтому столь часто встречаются у карфагенян имена дедов. Таковы, например,
Азрубаал сын Ганнона сына Азрубаала (( IIS , 180), или Абдмелькарт сын
Азрубаала сына Абдмелькарта (<1 IS , 2101). Порой у правнуков встречаются имена
прадедов, кик, например, у Ганнона сына Магона сына Баалханнона сына Ганнона (
CIS , 1116). Но есть случаи, когда сын назван именем отца: Абдмелькарт сын
Абдмелькарта ( CIS , 199), Бодмелькарт ii . ni Бодмелькарта ( CIS , 200),
Абдэшмун сын Абдэшмуна ( CIS , .'1. г )0) и др. В этих случаях можно быть
уверенным, что сын родился уже носле смерти отца.
Такой обычай привел, однако, к тому, что набор имен окизался сравнительно
ограниченным. В Карфагене появилось много Ганнибалов, Гисгонов, Ганнонов,
Магонов, Гамилькаров и т. д. Недаром их частое повторение в исторических
источниках вызывает путаницу и споры среди ученых. По-видимому, похожие имена
путали не только нынешние исследователи, но и современники. Для различения
тезок начинают использоваться прозвища типа римских когноменов. Таким прозвищем
было, видимо, Великий, как был назван упомянутый в главе II Ганпон. Прозвищем
было и слово «Варка» («Молния»), прибавленное к имени Гамилькара. Прозвища
могли быть самыми разнообразными: географические — Гамилькар Самнит (Арр. Lib .
68) или Ганнибал Родосец ( Polyb . I , 46, 4) (может быть, такие прозвища
снизаны с тем, что эти люди долго жили в Самнии или на Родосе); названия
животных или птиц — Козел (Арр. Lib . 34, ,'Ш) или Скворец (Арр. Lib . 68).
Были и другие прозвища: единоборец ( Polyb . IX , 24, 4-6), Белый (Арр. Lib .
108), Лысый ( Liv . ХХШ, 32, 11 — 12). Возможно, некоторые прозвища
передавались по наследству, как это происходило с римскими когноменами. Тогда
станет более понятным, почему Ганнон, jipnr Варкидов, именовался Великим (Арр.
Hisp . 4): он мог быть потомком того Ганнона, который воевал в Сицилии и
пытался совершить переворот в Карфагене (см. выше). Самое раннее упоминание
когномена относится к I V в. до и. э., когда появляется Ганнон Великий, воюющий
против Сиракуз ( Trog . pro ]. XX ). В последующие два века таких упоминаний
становится больше.
Однако надо подчеркнуть, что все прозвища карфагенян встречаются только в
литературных источниках. Ни разу они не упоминаются в надписях, несмотря на то
что их было довольно много. Это свидетельствует о том, что такие прозвища
оставались сугубо неофициальными, не признаваемыми ни и юридической, ни в
религиозной сферах. И к тому же оеш Пыли относительно редкими. Основным нутем,
но которому пошли пунийцы, был тот, который уже давно использовался 133
на Востоке, в том числе в Финикии: линейная генеалогия, когда к чьему-либо
имени нрибавлялось имя отца, деда и часто других предков. Сами генеалогические
формулы были заимствованы пунийцами у своих родичей в метрополии, но там списки
предков были довольно краткими. За исключением царей, стремящихся оправдать
свои права на престол, финикийцы долгое время ограничивались только тремя
поколениями, т. е. приводили имена отца и деда, и лишь после македонского
завоевания генеалогические списки начали увеличиваться [527, с. 122 — 125].
Возможно, первоначально само появление этого обычая было связано с культом
предков, но позже такие мотивы явно уже не играют большой роли [527, с. 123].
Карфагеняне, восприняв этот обычай и саму формулу, однако, стали, особенно с IV
в. до н. э., резко увеличивать генеалогические списки. Обычной для карфагенян
становится генеалогия в три-шесть поколений, правда, встречаются и более
длинные, вплоть до совершенно чудовищного списка в 17 поколений ( CIS , 3778;
KAI , 68) 2 . В таких списках, по-видимому, перечислены все предки автора
надписи, включая первопоселенцев Карфагена [215, с. 466—469]. Не исключено, что
в пунических городах в большей степени сохранялись культовые функции г
|
|