|
о быстро
слиться со своими 1 пуническими родственниками. Если подобные случаи
происходили, как мы видели, с греками, то это тем более могло случиться с
финикийцами.
Вся эта разноплеменная, разноязыкая толпа наполняла огромный город, придавая
ему космополитический облик, облегчая взаимопроникновение культур. Но все же
«физиономию» города определяли в первую очередь пунийцы.
Повседневная жизнь
Финикийцы вообще были людьми сравнительно невысокими. Средний рост мужчины
составлял 1,63 м , женщины — 1,57 [483, с. 93]. Видимо, пунийцы в нринципе
походили на своих 127
восточных родственников. Однако они сравнительно рано стали смешиваться с
представителями других народов, что подчеркивает Юстин ( XVIII , 5, 17), и
среди них с ливийцами и африканцами. Это привело к тому, что в
антропологическом типе карфагеняп появились североафриканские и даже негроидные
черты [204, с. 129]. Скелеты карфагепнн принадлежат к грацилытому типу.
Свою одежду пунийцы вывезли из метрополии и долгое время сохраняли ее. Носили
карфагеняпе широкую длинную тунику, ниспадающую вплоть до ступней, обычно не
нодпоясан-нуго. Таким предстает, например, Гаипон в комедии Плавта «Пуниец»
(1008, 1298). Но иногда, как показывают изображения на стелах, тунику все же
подпоясывали [313, т. IV , с. 185]. Обычно, хотя и не всегда, карфагепяне
ничего поверх туники не надевали, и в той же нлавтовской комедии один из
персонажей с насмешкой говорит о появившемся пуническом купце: «Он что, оставил
плащ в бане?» (976). На ногах у них были башмаки или сандалии. Женщины носили
такие же туники, только более короткие, обычно оставляющие открытыми ноги ниже
колен. В отличие от мужчин они надевали пояс, иногда даже два: один под грудью,
подчеркивающий ее, другой на талии. И мужская, и жепская одежда была
плиссированной, расшитой и довольно яркой — ее украшали полосы контрастных
цветов, в том числе и пурпурного; одежда была перегружена вышивкой [222, с.
240—242]. Сверху женщины чаще, чем мужчины, носили плащ. Впрочем, карфагенянки
довольно рано восприняли греческую моду, так что их одежда уже с V в. до н. э.
мало отличалась от эллинской [191, т. I , табл. VIII ; 204, с. 135-139; 313, т.
IV , с. 184-188].
В отличие от эллипов пунийцы обычно надевали какой-нибудь головпой убор. Это
могли быть конические шапочки или высокие цилиндрические шляпы без полой.
Последнюю видно на голове жреца на одной из карфагенских стел [196, табл. 6].
Такая шапочка была вывезена из Финикии: точно такую же носил финикиец Ваалйатон,
изображенный на стеле, ныне хранящейся в Копенгагене [221, т. III , рис. 897].
Женщины обычно украшали голову диадемой.
Карфагеняне любили разнообразные украшения. Fla статуэтках и рельефах стел
видны серьги, ожерелья, кольца, браслеты. Аристотель ( Pol . VII , 2, 1324)
сообщает, что карфагенские мужчины носили столько колец, сколько раз они
участвовали в походах. Своеобразным украшением, которое, по-видимому,
привлекало насмешливые взгляды греков и римлян, были кольца, носимые пунийцами
в носу. Это старый ханаанейский 128 обычай, воспринятый также и иудеями
(например, Gen . XXIV ,
47; Ez . XVT , 12) [204, с. 140—144]. Во всех этих украшениях чувствуется
иностранное влияние. Сначала преобладало египетское. В пунических могилах
найдено большое количество египетских скарабеев и екарабеоидов, амулетов, бус и
других изделий [371, с. 95—1011. Очень скоро пунические ювелиры начали
изготовлять собственные произведения, во многом воспроизводящие египетские
образцы, и иногда столь точно, что трудно установить происхождение вещи [434, с.
177 —180]. В первое время в Карфагене иснользовались и месопотамские
цилиндрические печати [121, с. 11 — 16; 122, с. 13—15], но они не привились. В
IV в. до п. э., когда прекратился импорт украшений из Египта, карфагеняне
начали привозить сардинские изделия, выполненные также по египетскому образцу
1434, с. 178]. Но в том же, IV в. до н. э. пунийцы начали все чаще использовать
изделия эллинского и затем эллинистического мира, да и сами пунийцы
воспринимали греческий стиль, как это сделал неизвестный резчик, создавший
велико-ленную гемму с изображением пегаса, найденную в Утике 1196, с. 55 и табл.
56].
В своих домах аристократы жили со всеми удобствами, имели даже собственную баню.
Но в то же время и на холме Пирсы, и в Керкуане имелись гораздо более скромные
дома, лишенные удобств. Тем более простыми были, видимо, «коммунальные» здания
нижнего города, поднимавшиеся на шесть ;>тажеЕ1.
Раскопки позволили получить и некоторое представление о карфагенской мебели и о
повседневных предметах, окружавших пупийцев в их обыденной жизни. Правда,
мебель представлена главным образом маленькими копиями из металла и глины,
сохранившимися в могилах; оттуда же происходит и большая часть повседневной
керамики. Судя но всему этому, карфагеняне чиспользовали невысокие столы,
стулья, табуреты, плоские ложа. Почетное место в доме занимал большой
деревннный сундук. В нем, видимо, хранились основные богатства дома. Те, кто
Пыл побогаче, покрывали его ковром, а бедняки циновкой 1204, с. 146—148; 214а,
с. 62]. В темное время комнаты освещались керамическими лампами. Эти ламны
давали достаточно света, особенно если их было несколько. Французские археологи
вспоминают, что в 1943 г . они в течение нескольких месяцев использовали
найденные пунические светильники и получали от них достаточно света [204, с.
146]. Существовали подставки типа торшеров, позволяющие поднять лампу и тем
самым увеличить ее эффективность, и даже приспособления, с помощью которых
светильники подвешивали к потолку, наподобие люстр [214а, с. 62 и рис. 12].
Обыденная
|
|