Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Карфагена :: Циркин Ю. - Карфаген и его культура
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
анской милиции [99, с. 37; 106, с. 97]. Какие-то войска, 
может быть, имела и Утика, если она использовала именно их для изгнания 
карфагенского гарнизона во время Ливийской войны ( Polvb . I , 82, 10). 
Другие старые финикийские города юридически занимали более низкое положение. 
Видимо, они в первую очередь подразумеваются нод подчиненными карфагенянам и 
имеющими с ними одинаковые законы ( Polyb . VII , 9, 5). В эту категорию, 
возможно, входили и элимские общины Сицилии, в свое время, как мы видели, 
добровольно подчинившиеся Карфагену. Эта группа, таким образом, охватывала 
некоторые местные и финикийские общины Сицилии, Сардинии, Африки и островов. 
108 Возможно, жители таких африканских общин и назывались 

ливо-финикийцами [282, стб. 202] 14 . Они пользовались определенными 
привилегиями, в частности имели право на брак с карфагенянами ( I ) iod . XX , 
55). Их нолитическое устройство копировало карфагенское. Так, мы находим 
«народ» fin ) в Гав-лосе ( IFPCO Malta 6), Битии ( IFPCO Sard . Npu 8, 1),
Хадрумете { KAI , 99), Лептисе ( KAI , 119) и других городах. Во многих городах,
 таких, как Панорм, Эрике, Таррос, Каларис, Лептис и другие, встречаются 
суффеты ( KAI , 119, 120; IFPCO Sard . 36, 5) [245, стб. 648; 313, т. II , с. 
290-293]. Интересна надпись из Тарроса в Сардинии ( IFPCO Sard . 32), в которой 
датировка дается по суффетам Карфагена, хотя в ней упоминаются и суффеты самого 
Тарроса. Все это оправдывает их официальное наименование имеющих одинаковые 
законы с карфагенянами. 
Надо, однако, сказать, что официальное положение и подлинная роль всех этих 
городов в Карфагенской державе не всегда совпадали. При юридическом равноправии 
Утики и Карфагена, например, первая, несомненно, подчинялась второму. Она 
практически была лишена и возможности самостоятельной внешней торговли, не 
говоря о внешней или военной политике. Над городами Тяготел тяжелый финансовый 
гнет. Ливии ( XXXIV , 62, 3) сообщает, что Лентис давал карфагенянам десять 
талантов. Это, естественно, вызывало недовольство. И не раз, например, Утика 
выступала против столицы. Острое торговое соперничество существовало между 
Карфагеном и Гадесом. Последний попал под власть Карфагена не добровольно, а 
был захвачен штурмом. И в решающий момент, когда военные действия во время II 
Пунической войны шли уже на юге Испании, он не впустил карфагенскую армию и 
сдался римлянам ( Liv . XXVIII , 37). Судя по договору Карфагена с Римом (см. 
выше), африканские, сардинские и испанские владения первого представляли зону 
монопольной карфагенской торговли, и только сама столица могла торговать с 
другими государствами. 
Совершенно иное положение сложилось в Сицилии. В условиях постоянных и далеко 
не всегда успешных войн, которые карфагеняне вели на этом острове, они были 
заинтересованы в лояльности местного, населения. Поэтому Сицилия оставалась 
открытой для торговли других государств, в частности Рима, что было выгодно 
сицилийским финикийцам. Финикийские и элимские города Сицилии чеканили 
собственную монету, имели армию, вели прибыльную торговлю с греками, этрусками, 
римлянами. И они отвечали Карфагену не только лояльностью, 
к Впоследствии под этим словом могло подразумеваться смешанное насе 
ление, какое, например, появилось в Лептисе ( Sal . Ing . 78) (ср. [106, 
с. 96-97]). 10 9 

но и стойкостью. Достаточно вспомнить о героической, хотя и неудачной обороне 
Мотии [313, т. II , с. 292—298; 331, с. 93-94]. 
Следующей категорией, отмеченной в договоре с Филиппом V , были племена и 
города, находившиеся в подданстве у карфагенян ( KaQXTi ^ ovitov vnix , ooi ). 
Это были ливийцы, жившие вне хоры, подчиненные племена Испании и Сардинии. Они, 
по-видимому, находились в разном положении. В дела большинства подданных 
карфагенское правительство не вмешивалось, сохраняя старую племенную (в 
некоторых случаях, как в Южной Иснании, государственную) структуру, 
ограничиваясь взятием заложников, как в Испании. Иногда же, когда это было 
особенно важно, карфагеняне ставили нодданных под «прямое» управление: так 
сделал Ганнибал с племенем баргусиев в Северо-Восточной Иснании [102, с. 87]. 
Но все они привлекались насильственно к военной службе. Это с несомненностью 
засвидетельствовано для ливийцев ( Diod . XIII , 44, 1; 54, 1), в последние 
десятилетия III в. до н. э. — для балеар ( Liv . XXVIII , 37, 9) и народов 
Южной и Юго-Восточной Иснании ( Polyb . Ill , 33, 8-9; Liv . XXI , 21, 11-13; 
XXIII , 29, 4; XXVIII , 12, 13). 
Подданные облагались тяжелым налогом, который к тому же можно было произвольно 
увеличивать, как это было во время I Пунической войны ( Polyb . I , 72, 1 — 2). 
Точный размер этого налога неизвестен, но во время войны он достигал (носле 
увеличения) половины урожая. В Сицилии он составлял '/ю доходов с нолей ( Diod .
 XIII , 59, 3). Но надо учесть, что сицилийские общины находились в более 
выгодном по сравнению с другими положении. В той же Сицилии налогом облагались 
не отдельные владельцы, а целые общины, которые уже сами распределяли 
фискальную тяжесть между своими членами [110, с. 248; 255, с. 271]. То же, 
по-видимому, имело место и в Испании, так как Полибий ( III , 13, 7) пишет об 
обложении денежным сбором Алтеи и других городов (а не их жителей). Такой же 
нринцип применялся и в Африке, по крайней мере но отношению к тем общинам, 
которые Полибий { I , 72, 2) называет городами. Жестокий налоговый гнет, 
тяжелая обязанность проливать кровь за интересы господ, произвол карфагенских 
чиновников — все это вызывало лютую ненависть к Карфагену. И ливийцы, и 
сардинцы, и испанцы не раз восставали против Карфагенской державы, самое 
крунное из восстаний охватило все карфагенские владения носле 1 Пунической 
войны. 
Наконец, карфагеняне в той или иной степени властвонали 
и над «союзниками». Последние упоминаются во II римско- 
карфагенском договоре и в договоре Ганнибала с Филинпом V 
НО ( Polyb . Ill , 24, 3; VII , 9, 5). Они управлнлись самостоятельно, 

по были лишены внешне
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-