Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Карфагена :: Циркин Ю. - Карфаген и его культура
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-
 
наторов был выделен совет ста или 
ста четырех для надзора за полководцами ( hist . XX , 2, 5 — 6; Arist . Pol . 
II , 8, 1273а) [106, с. 100]. Это свидетельствует о том, что сам сенат состоял 
из большего числа членов и существовал при Магонидах. Возможно, он и был создан 
нри нереходе власти от Малха к Магону. Видимо, после свержения Магонидов 
создается должность суффетов, высших магистратов республики, осуществлявших 
исполнительную власть [106, с. 101; 498, с. 574—575). Тогда карфагенская 
«конституция» и приобретает тот вид, о каком говорил Аристотель и о каком можно 
судить также по разрозненным упоминаниям таких авторов, как Юстин, Полибий, 
Ливии и другие, и по надписям. 
Отметим, не вдаваясь в подробности, основные черты этой «конституции». Высшей 
властью в Карфагене считалось народное собрание. Однако созывалось оно только 
при возникновении разногласий внутри советов и магистратов. Поэтому реально оно 
осуществляло власть только в период кризисов, как, например, после норажений в 
войнах с римлянами. Практически власть сосредоточивалась в руках советов, 
которых, возможно, было два: один, более широкий по своему составу, его можно 
назвать на римский манер сенатом, другой — более узкий, состоявший из ста или 
ста четырех членов. Не исключено, что последний был только частью нервого, 
своего рода его постоянным органом. Какую-то важную, хотя нам еще неясную, роль 
играли так называемые пентархии, комиссии, состоящие из пяти человек, 
кооптирующие своих членов, которые непонятно каким образом удерживали власть и 
носле срока своего нребывания в комиссиях. 
Высшей иснолнительной властью были суффеты, которых, как отмечает Непот ( 
Hannib . VII , 4), каждый год было двое ' 2 . 
12 Это название происходит от глагола spt («судить») и означает «судья». Однако 
уже во 11 тысячелетии до и. э. это слово приобрело более общее значение главы 
(или представителя) политической власти. Такое значение этот термин имел в Эбле,
 Мари, Угаритс [433, с. 50-51; 465, с. 1 — 2, 14; 498, с. 570—571 J . И Тире 
после свержения царей в VI в. до н. э. власть на какое-то время перешла к таким 
выборным суффетам ( los Contra App . 1,21). Такими, не столько судьями, сколько 
военными и политическими предводителями, были и израиль-102 ские «судьи» до 
возникновения монархии. 

На эту должность избирались представители разных родов, но, как показывают 
надписи, нередко случалось, что суффетами становились члены одной семьи. Были в 
Карфагене и другие магистраты, в том числе те, кого латинские авторы называли 
квесторами, т. е. казначеями 13 . Низшими должностными лицами Пмли нисцы. 
Несмотря на сравнительную скромность этой должности, сами писцы гордились ею, 
они уноминали ее в посвятительных надписях, отмечая даже, если этот ноит 
занимал отец. Как кажется, и это подчеркивает Аристотель ( Pol . II , <Ч, 
1273а; III , 1, 1275 b ), в Карфагене не было четких разграничений полномочий 
магистратов в судебной сфере: судом занимались различные должностные лица, и 
это могло дать повод Ливию ( XXXIII , 46) говорить о «сословии судей», 
господствующем в Карфагене. Можно отметить, что карфагеняне старались разделить 
политическую и военную власть: первая принадлежала суффетам, а вторая — 
полководцам. Правда, в случае необходимости суффеты могли возглавить и армию, 
но это случалось довольно редко, а носле 300 г . до н. э. такого случая не 
наблюдалось [245, стб. 647]. На высшие посты в государстве, it том числе в 
совет или советы, избирали с учетом имущественного ценза, что резко сокращало 
число лиц,реально донущенных к власти. 
Такое государственное устройство существовало в Карфагене довольно долго. Даже 
острая политическая борьба, развернувшаяся между I и II Пуническими войнами, 
шла в рамках существующих политических институтов. Правда, Гасдрубал как будто 
стремился захватить царскую власть ( Polyb . Ill , 8, 2), но до открытого 
выступления дело не дошло. Реально в это время политический строй республики, с 
одной стороны, резко демократизировался, а с другой — усилилось значение 
военачальников. Однако юридических изменений в устройстве государства не 
произошло. 
Последняя, насколько нам известно, реформа политического устройства Карфагена 
относится к 195 г . до н. э., когда ставший суффетом Ганнибал провел через 
народное собрание постановление, согласно которому «судьи» могли избираться 
только ни один год и не имели нрава переизбираться два года нодряд ( l . iv . 
ХХХШ, 46). Это резко ограничило власть олигархии и усилило демократические 
элементы карфагенской «конституции». После этого и стала возможной та 
политическая обста- 
''' И. Гусе [338, с. 217—232] пытается доказать, что титул гЬ («вели 
кий») и означает «квестор». Это едва ли приемлемо. Скорее всего гЬ означает 
"•шин совета». Также едва ли можно принять другое утверждение В. Гусса — 
и тм, что в Карфагене было не два, а четыре суффета [337, С- 427—433]. Это 
и|нггшюречит недвусмысленному указанию Непота. 103 

новка, которая сложилась в Карфагене накануне и во время III Пунической войны, 
когда массы приобрели решающее значение в жизни государства и на гребне 
массовых движений к власти стали приходить демагоги тина Гасдрубала ( App . Lib 
. Ill ; ср. Polyb . XXXVIII , 2, 7-12). Само появление таких демагогов отражало 
кризис карфагенского социального и политического строя. Ход истории не позволил 
узнать, как этот кризис мог быть преодолен: в результате III Пунической войны 
Карфаген был разрушен и карфагенское государство перестало существовать. 
Во время этой войны карфагеняне оказали героическое сопротивление римлянам. Это 
долгое сопротивление ноказало не только горячее стремление карфагенян сохранить 
свободу, но и наличие у них военных традиций и воинского умения. Со времени 
военной реформы Магона ( Inst . XIX , 1, 1) в пунической армии широко 
испол
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 117
 <<-