|
более же
массовые ремесла находились в частных руках.
Видимо, в Карфагене существовали какие-то объединения ремесленников. Об этом
свидетельствует сравнительно недавно найденная наднись, в которой упоминаются
ремесленники и торговцы, участвовавшие в постройке одной из улиц Карфагена [242,
с. 116—132]. В надписи нет имен ремесленников, а только перечисление профессий,
причем во множественном числе. Поэтому вполне можно полагать, что они
выстунали не как -отдельные лица, а как корпорации. Термином, обозначавшим
ремесленные корпорации, был, вероятно, gw [НО, с. 251], хотя надо заметить, что
нри раскопках самого Карфагена это слово нока не встретилось.
Еще одной формой объединений ремесленников и торговцев
могли быть культовые союзы [496, с. 36—39; ср. 111, с. 18—21,
88 90—92], подобные образованному вокруг храма Баал-Цафона
( CIS , 165). В настоящее время пока нельзя провести грань между различными
видами объединений.
Итак, карфагенское ремесло было довольно развито. Существовало разделение труда
и узкая специализация мастеров. Однако нри всем том карфагенское ремесло в
целом было неконкурентоснособным на внешнем рынке. Пожалуй, только текстильщики
(включая красителей) изготовляли нродукты «международного класса». Изделия же,
например, керамистов или создателей металлических предметов найдены, как
нравило, только в районах, подчинявшихся Карфагену [204, с. 102 — 103]. Пунийцы
даже не сумели завоевать рынки Юго-Занадной Иснании, входившей в состав их
державы. Даже отсталым жителям океанского побережья Африки пунические купцы
продавали главным образом греческие и египетские продукты. Да и в самом
Карфагене* эллинские изделия, но крайней мере с IV в. "до н. з., занолонили
рынок, и местные мастера были вынуждены приспосабливаться к этой моде, стараясь
подражать греческим мастерам.
Иногда такое положение пытаются объяснить отсутствием творческого духа,
нриродной неспособностью карфагенян к изобретениям и открытиям [204, с. 103;
313, т. IV , с. 106—108]. Дело, разумеется, не в этом. Основной нричиной такой
относительной стагнации карфагенского ремесла были социальные условия,
сложившиеся в Карфагене. Для сравнения можно отметить, что нодобное положение
существовало и в этрусских городах [59, с. 77—78, 94—95] и объясняется теми же
причинами. О социальных отношениях в Карфагене речь нойдет несколько позже.
Сельское хозяйство
Обратимся теперь к земледелию. В Карфагене нервоначально его не было. Положение
изменилось только в V в. до н. э., когда в ходе борьбы нротив соседних ливийцев
карфагеняне подчинили африканцев и присоединили часть их территории. Еще больше
расширили земельные владения карфагенян их завоевания в Сардинии, которая стала
одной из житниц Карфагенской державы [417, с. 138]. С этого времени изменяется
экономическая структура Карфагена. Сохраняя свою роль в международной торговле,
Карфаген становится также и аграрным государством.
Часть завоеванной земли карфагеняне присоединили непосредственно к городу,
образовав его хору ( Polyb . 1, 71, 1); другую часть подчинили косвенному
унравлению, ограничив- 89
шись взиманием продовольственного налога [204, с. 83—85; 368, с. 42—43], Все
эти земли славились своим плодородием, как это подчеркивает Плиний ( XV , 8).
Так, в Бизацене, области к югу и юго-востоку от Карфагена, урожай ншеницы
достигал сам-сто ( Varro de г. г. I , 44, 2) или даже сам-сто пятьдесят ( Plin .
XVIII , 94). Аграрную историю Карфагена проследить довольно трудно. Можно
только сказать, что еще в конце V в. до н. э. карфагеняне, по словам Диодора (
XIII , 81, 5), не разводили ни винотрада, ни олив, которыми нозже так славилась
их страна.
Положение изменилось череу столетие. Тот же Диодор ( XX , 8, 3—4), рассказывая
о походе Агафокла в Африку, говорит о земле, застроенной поселениями с
роскошными домами, засаженной виноградниками, маслинами и другими плодовыми
деревьями, изобилующей стадами коров и табунами лошадей. Богато украшенные дома
карфагенян и их стада встретили еще через полвека римские солдаты Регула (
Polyb . I , 29, 7). Тщательно обработанную землю и богатые постройки увидели и
римские послы во главе с Катоном уже через много лет носле 11 Пунической войны
(Арр. Lib . 69).
О значительном развитии пунического земледелия свидетельствует появление в
Карфагене теоретических обобщений его опыта. Писателей, трактующих вонросы
сельского хозяйства, было здесь, видимо, довольно много (ср. Varro de г. г. I ,
2, 13; Col . I , 1, 6). Известно имя некоего Гамилькара ( Col . XII , 4, 2). •
Но особенно прославился Магон, которого Колумелла ( I , 1, 13) называет «отцом
сельскохозяйственной науки». Магон нанисал нодлинную энциклопедию сельского
хозяйства в 28 книгах, которую после разрушения Карфагена римский сенат
приказал неревести на латинский язык ( Plin . XVIII , 22; Col . I , 1, 13).
Известно, что были и другие, сокращенные переводы этого труда и на латинский, и
на греческий языки [354, с. 254—255; 360, стб. 507]. К сожалению, пи полный
текст трактата, ни его сокращенные версии до наших дней не дошли. Однако их
активно использовали римские авторы, занимавшиеся сельскохозяйственными
нроблемами: Варрон, Плиний и особенно Колумелла. Отрывки из труда Магона,
сохранившиеся у этих авторов, и ссылки на него или указания на использование
этого произведения или его переводов нозволяют представить сельское хозяйство
Карфагена. Другим источником могут служить упоминания сельскохозяйственных
продуктов в тарифах жертвоприношений, дошедших до нас. Некоторым дополнением
являются данные археологии.
Плиний, перечисляя в первой книге своей «Естественной 90 истории» источники
остальных книг, отме
|
|