|
датировать царство-наиие Соломона 965 — 928 гг. до н. э. [13, с.
192], то датой осно-капня Тира, по Иосифу Флавию, будет 1194 г. до н. э. 2
Совпадение этих дат едва ли может быть случайностью. Явно речь идет о каком-то
важном событии в истории финикийского города. Археологические раскопки
показывают, что приблизительно в это время, в самом начале XII в. до н. э.,
филистимляне основывают на палестинском побережье свои города, и том числе
Аскалон [254, т. (, с- 108, 125], а именно аскалониты и разрушили, но Юстину,
Сидон. По-видимому, иосле гибели Сидона ого жители бежали в Тир, и за счет, них
население тсшосло настолько значительно, что возникла легенда об основании Тира
сидонцами, и этот факт нашел отражение и в летосчислении 3 .
Переселение значительной части сидонцев в Тир должно было, с одной стороны,
усилить этот город, а с другой — создать и нем демографическое напряжение,
которое при тогдашнем уровне развития производительных сил могло быть снято
только и результате выселении части жителей за море 4 . Это обстоя-
" А. ван деи Бра идеи относит начало царствования Соломона к 971 г, 1178, с.
1711, и тогда начало повой эры Тира должно прийтись на 1200 г. до н. э. Ту же
дату принимает О. Эйссфельдт [250, стб. 1883]. П. Сэнта предлагает датировать
начало нов.ой эры Тира 1198 г. до н. э. [21.5, с. 116, прим. 445]. Ото
обстоятельство было, видимо, использовано позже сидонцами в традиции,
подчеркивающей стремление Сидона к утверждению своего первенства, и Финикии.
А Роль перенаселения как толчка к колонизации подчеркивает К. Маркс
|1, с. 568]. И
тельство было использовано правящими кругами Тира для достижения своих
политических и экономических целей.
Крушение микенских государств создало условия, при которых финикийцы получили
возможность обосноваться в некоторых частях Эгейского бассейна. Сведения о
проникновении финикийцев в Эгеиду зачастую связаны с такими мифологическими
фигурами, как Кадм или Феникс. Им приписывается создание первых финикийских
поселений на Родосе ( Diod . V , 58, 2) и Фере ( Her . IV , 152). Стефан
Византийский ( v . Ki ) r > T | Qo ) делает энонимом Киферы сына Феникса Кифера,
а Афиней ( VIII , 360е) в качестве основателя финикийской общины на Родосе
вместо Кадма называет Палланта. Неясно, насколько эти нерсонажи греческой
мифологии, происходившие, по мифам, из Финикии, символизировали реальных
финикийцев.
Однако в нашем распоряжении имеются и сведения, не связанные с деятельностью
мифологических персонажей. Фуки-дид ( I , 8) называет финикийцев наряду с
карийцами морскими разбойниками, обосновавшимися на островах. Упоминая об
изгнании карийцев критским царем Миносом, он не говорит о финикийцах, и нет
оснований распространять на них это сообщение, считая тех и других
современниками. Геродот (11,44; VI , 47) и Павсаний ( V , 25, 12) говорят об
основании финикийцами храма Геракла на Фасосе и разработке ими на этом острове
золотых рудников между Энирой и Кеиирой. Эти названия, по крайней мере второе,
считаются семитскими по происхождению [150, с. 106, прим. 2; 466, с. 108-109,
нрим. 7; 467, с. 284]. По Стефану Византийскому ( v . MfjA , og ), финикийцы
были основателями на Мелосе одноименного города. Им же Геродот ( III , 23, 1)
приписывает создание храма Афродиты на Кифере. Ничего заведомо неисторического
в этих сообщениях нет.
Исследование культа Геракла на Фасосе показывает, что речь идет о тирском
Мелькарте [150, с. 88—107; 153, с. 35]. Основываясь на особенностях культа,
носящих следы финикийского влияния, Д. ван Берхем предположил, что финикийцы
прибыли на Фасос через Кос, Эрифры и Лемнос [150, с. 107 — 108]. Это
предположение подтверждается общим направлением торговых связей догреческого
Фасоса, особенно с Лемносом, который, по Гомеру (П. XXIII , 745), был местом
финикийского торжища [308, с. 90—91]. По Павсанию ( lit , 23, 1), в кифер-ском
храме Афродита была представлена вооруженной, что мало соответствует эллинским
представлениям о богине любви. В то же время вооруженной наподобие Минервы
появляется Астарта, финикийская богиня любви, на монетах Секси в Испании [301,
с. 13]. Все это позволяет говорить об историчности тра-12 диции существования
финикийских поселений в Эгеиде.
Далеее к западу финикийцы обосновались в Сицилии. Фукидид ( VI , 2, 6) замечает,
что до прибытия греков вокруг Сицилии на мысах и небольших островках жили
финикийцы. Фукидид не дал названия этих мысов и островков. Специалисты же в
качестве семитских выделяют такие названия, как Тапс, Пахин, Тамариций, Макара,
Мазарес [106, с. 27 — 29; 149, с. 69-70, 73; 446, стб. 2092; 535,стб. 2489; 536,
стб. 1281]. Все эти тононимы связываются с восточным и южным берегами Сицилии
или с близлежащими островками. Эти места могли посещаться финикийцами и ранее,
судя но уже упомянутой статуэтке, найденной у южного берега острова. Возможно,
что финикийцы обосновались и в северо-западной части Сицилии, ибо в мифе о
походе Геракла в этот район простунает его финикийская основа [60, с. 10—19].
После Сицилии неред финикийцами открывались Иснания (Иберия) и Африка (Ливия).
Страбон ( I , 2, 3; III , 2, 14), Дио-дор ( V , 20; 35), Веллей Патеркул ( I ,
2, 3, 4) связывают друг с другом основание финикийских колоний в этих землях.
Иснания и противолежащий берег Африки были самыми занадными районами
финикийской колонизации. Важнейшим центром здесь становится Гадес, основанный,
по Страбоиу ( III , 5, 5), только после двух неудачных поныток, что объясняется,
видимо, сопротивлением местного населения [106, с. 24—25; 474, с. 34—35].
Возможно, что в промежутке между этими двумя попытками тирийцы обосновались в
Ликсе на африканском берегу, рассчитывая иметь здесь плацдарм на подступах к
Южной Испании [106, с. 23]. Во всяком случае, Плиний отмечает, что ликсийскоо
святили
|
|