|
е Геркулеса, т. е. финикийского Мелькарта, было старше гадитанского (
XIX , 63).
По Вел лею Патеркулу ( I , 2, 4), через некоторое время после Гадеса финикийцы
основали Утику в средней части Северной Африки. Восточнее Утики позже находился
Карфаген. То, что этот город был основан в последней четверти IX в. до и. э.,
несомненно. Однако вполне возможно, что на его месте ужо была какая-то
финикийская фактория [26, с. 224 — 225]. II . Сэнта проанализировал традицию,
относящую основание Карфагена к XI 11 в. до п. э. (см. ниже). Он нашел в ней
историческое зерно: существование тирского поселении, предшествующего Карфагену,
хотя возникнуть это поселение могло и позже XIII в. Называться это поселение
могло Бирса (позже — название карфагенского акрополя) или, что менее вероятно,
Каккаба. Французский исследователь полагал, что в действиях Зора и Кархедона,
которым, по этой традиции, нринйсывалось основание Карфагена, надо видеть не
только миф об эпонимах Тира и Карфагена, но и олицетворение тирских нлаваний в
этот район 13
Северной Африки в конце П тысячелетия до н. э. [215, с. 165-177].
Итак, намечаются два пути финикийской колониальной экспансии: один — от Родоса
вдоль занадного побережья Малой Азии к Фасосу \ другой — от Родоса по южной
кромке Эгейского архипелага к Сицилии, оттуда к тунисскому выступу Африки и,
наконец, вдоль африканского побережья в район Геракловых Столпов в Южной
Испании й .
Когда же возникли эти пути? Геродот ( IV , 147), опираясь в данном случае на
местное предание, сообщает, что финикийцы прибыли на Феру за восемь поколений
до лаконцев [69, с. 133, прим. 61]. Продолжительность поколений, по Геродоту,
колеблется от 30 до 40 лет [132, с. 281], но в целом три поколения составляют
приблизительно сто лет [56, с. 112; 322, т. I , с. 439]. Следовательно,
финикийцы прибыли на остров на 240 или 320 лет ранее лаконцев. Последние же
переселились на Феру, видимо, в самом начале VIII . в. до н. э. [345, с. 185].
Таким образом, финикийское прибытие надо отнести к первой половине XI или к
самому концу XII в. до н. э. 7 .
Фукидид ( VI , 112) вкладывает в уста мелосцев утверждение, что их община
существует уже 700 лот. Поскольку приписанная мелосцам речь произносилась в 416
г. до н. э., возникновение общины надо датировать 1116 г. до н. э. Разумеется,
цифра 700 —- округленная, и ее нельзя принимать буквально, да и речь сочинена
самим историком, но все же так, как могли произнести сами мелосцы (ср. [77, с.
9й—97]). Поэтому преме-пем создания города на Мелосе (а он, но Стефану
Византийскому, основан финикийцами) можно считать носледнюю четверть или вторую
половину XII в. до п. э.
Датировку финикийских опорных пунктов на крайнем Западе дают Мела (111,46) и
Веллей Патеркул ( I , 2, 3). Первый утверждает, что гадитанский храм существует
со времен Троян-
5 Плиний ( VII , 197) и Страбон ( XIV , 5, 28) приписывают разработку
или даже открытие Пангейских рудников во Фракии Кадму. Может быть,
финикийцы перебрались и на противолежащий берет Фракии? В таком случае
возникает вопрос, нет ли хотя бы доли истины в утверждении Ф. Г. Моверса
о финикийцах во фракийской Абдере, одноименной финикийской колонии
в Испании [420, с 284)? См. также [322, т. I , с. 129|.
6 Еще Ф. Г. Моверс отмечал, что Родос, Фера, Мелос и Кифера лежат на
большой дороге к западу [420, с. 256]. О. Мельцер подчеркивал большую роль
южного побережья Сицилии [398, т. I , с. 31]. Л. Фушс также считает, что в
район
современного Туниса финикийцы прибили, двитансь от Сицилии, а не вдоль
африканского побережья [286, с. 30].
7 С. Маринатос, относя лаконскос завоевание Феры ко времени не ранее
700 г. до н. э., датирует финикийское прибытие концом микенской эры или
14 протогеометрическим периодом [393, с. 200].
ской войны. По словам второго, Гадес основал на восьмидесятом году после
падения Трои, т. е. в 1105 г. до н. э., тирский флот, бывший тогда сильнейшим в
мире. Оба автора связывают основание Гадеса с Троянской войной, и это может
вызвать некоторые подозрения и сомнения. Но их данные подтверждаются другими,
не зависимыми от них сведениями.
Патеркул ( I , 2, 4) отмечает, что Утика была основана немного позже Гадеса. В
то же время Плиний ( XVI , 216) пишет, что храм в Утике, построенный вместе с
городом, существует 1178 лет. «Естественная история» была завершена автором it
77 г. н. э. [12, с. 134]. Но ясно, что весь этот труд не мог быть написан, а
тем более материал для него не мог быть собран и короткое время. Поэтому
отсчитывать время надо не с 77-го года, а с более раннего, точно неизвестного.
Но в любом случае ('лова римского энциклопедиста указывают на конец XII в. до н.
э. Ссылка на храм Утики свидетельствует о том, что в основе знаний Плиния
лежала храмовая традиция. На какие-то «Финикийские истории» ссылается
Псевдо-Аристотель ( de mir . ausc . 134), говоря, что Утика была основана за
287 лет до Карфагена. В зависимости от того, какую дату создания Карфагена мы
нримем (см. ниже), получаем 1112, 1110 или 1101 г. до и. э., что соответствует
датировкам Плиния и Веллея Патеркула и подтверждает тем самым датировку
последним основания Гадеса.
Таким образом, все дошедшие до пас хронологические указания, в том числе не
зависимые друг от друга и не связанные с мифологией, дают близкие даты,
укладывающиеся к период с конца XII и до начала XI в. до н. э. Это — первый
этап финикийской колонизации.
Фукидид ( VI , 2, 6), Диодор ( V , 20, 1; 35, 3), Псевдо-Аристотель ( de mir .
ausc . 135) подчеркивают торговы
|
|