|
, как это было в Иснании), то на втором — характер ее
меняется. Теперь наряду с торговым аснектом выявляются (а в некоторых случаях и
выходят на нервый план) и другие: ремесленный и аграрно-рыболовецкий.
Взаимодействие с местным населением приводит к тому, что местное население
выстунает в качестве важного компонента самого колонизационного нроцесса.
На этом этане финикийцы создают ряд значительных центров в Западном
Средиземноморье. Среди них — Карфаген.
Глава II. Величие и падение Карфагена
Во время второго этапа финикийской колонизации в последней четверти IX в. до н.
э. тирийцы основали Карфаген (см. карту № 1). В это время тирские колонии,
вероятнее всего, не были абсолютно независимыми в отличие от греческих, а
составляли часть Тирской державы, хотя и пользовались значительной автономией.
Каково было положение Карфагена? Рассматривая этот вопрос, надо в первую
очередь отметить, что связи между Карфагеном и его азиатской метрополией
несомненпо существовали. Раскопки показали, что первоначальная карфагенская
керамика однотипна финикийской [215, с. 324—370, 463—466]. Возможно,
значительная часть ее была привезена из метрополии, а не изготовлена в Африке.
Наличие связей с метрополией подчеркивает и письменная традиция. Геродот ( III ,
19) говорит, что финикийцы Азии рассматривали карфагеняп как своих детей. В
свою очередь карфагепяпе, если верить Курцию Руфу ( IV , 2, 10), почитали
тирийцев как своих родителей.
Диодор ( XX , 14) указывает на десятину, которую с давпих времен выплачивали
карфагепяпе тирскому храму Мелькарта. Возвысившись, продолжает историк,
карфагеняне уменьшили долю, отправляемую в Тир, по вторжение сиракузского
тирана Агафокла, поставившее под угрозу само существование карфагенского
государства, заставило устрашеппый Карфаген возобновить выплату десятипы.
Диодор не уточняет время, когда карфагеняне проявили пренебрежение к тирскому
храму. Можно думать, что это произошло уже после середины VI в. до п. з., ибо
тогда карфагенский полководец Малх, по свидетельству Юстина ( XVIII , 7, 7),
еще отправлял десятую долю своей сицилийской добычи в Тир. Позже, в 405 г. до н.
э., в Тир была отправлена большая бронзовая статуя Аполлопа, захваченная
карфагенянами в Геле в Сицилии ( Diod . XIII , 108). По словам Курция Руфа ( IV
, 3, 22), свою добычу из захваченных городов пунийцы вообще предцочитали
переправлять в метропо- 29
лию, а ие украшать ею город. Торжественные посольства карфагенян в Тир
засвидетельствованы в разные периоды. Известно, что нослы из Карфагена
находились в этом городе во время осады его Александром Македонским в 332 г. до
н. э. ( Curt . Ruf . IV , 2, 10; Arr . Anab . II , 24, 5).
Свидетельствует ли это о политической зависимости Карфагена от Тира? Все
источники говорят об уважении, которое нроявляли карфагепнпе к-метрополии и ее
главному богу— его рассматривают и как покровителя колонизации и колоний (см.
нише), но не о политических связях. Так, Арриан ( IV , 2, 10) выразительно
называет карфагенских послов теорами, т. е. послами, чья миссия связана главным
образом с культовыми целями, прибавляя, что они прибыли для того, чтобы воздать
честь Гераклу, как греки обычно называли Мелькарта. По сообщению Курция Руфа (
IV , 2, И), карфагеняне обещали скорую помощь осажденным тирийцам. Историк
говорит, что это обещание сопровождалось призывом стойко выносить осаду города,
причем инициаторами и убеждения, и обещания были послы. Едва ли у карфагенских
послов были время и возможность снестись с правительством, так что можно думать,
что это было их личной инициативой. Характерно, что карфагенская помощь
тирийцам все-таки не прингла, и карфагеняпе ограничились только сочувствием (
IV , 3, 19) и заботой о женах и детях тирий-цев ( IV , 3, 20). Надо отметить,
что священные посольства из Карфагена в Тир отправлялись и тогда, когда
финикийский город уже входил в состав эллинистических государств. Последнее
такое посольство зафиксировано Иолибием ( XXXI , 12) для 162 г. до н. э. В
условиях, когда Тир сам не был независимым, эти посольства не могли
свидетельствовать о политической зависимости Карфагена.
Итак, мы видим, что отргошения между метрополией и колонией были построены в
какой-то степени по образцу семейных отношений:, тирийцы выступали в качестве
родителей, а карфагеняне — детей. Последние почитали первых и приносили знаки
своего почитания как городу вообще, так и его главному храму. В принципе обе
стороны ие могли воевать друг с другом, и это могло быть оформлено специальным
актом, судя по упоминанию Геродотом ( III , 19) клятвы, на которую сослалиск
финикийцы, отказавшись, несмотря на настояния персидского царя, выступить
против Карфагена. На колониях мог лежать моральный долг помогать метрополии, и
эта помощь могла быть как прямой (хотя такие случаи неизвестны), так и
косвеппой: например, прием женщин и детей из Тира, что облегчило положение
осажденных. Следовательно, связи были скорее духов-30 ными, чем нолитическими.
Они напоминают отношения между
метрополиями и колониями, сложившиеся в греческом мире [47, с. 166-1671.
Надо, однако, заметить, что обычное, по-видимому, на Востоке представление о
юридической зависимости колонии от метрополии повлияло на отношение к Карфагену
чужеземных царей. Именно этим объясняется упоминание Мегасфеном, которого
цитируют Иосиф Флавий ( Ant . lud . X , 11, 1) и Страбон ( XV , 1, 6), походов
египетского фараона Тахарки (Теархона) и вавилонского царя Навуходоносора
(Набокодросора) вплоть до Геракловых Столпов [313, т. I , с. 4181 - Еще
отчетливее выявились претензии персидского царя Дария. Как рассказывает Юстин (
XVIII , 1, 10 — 13), этот владыка приказал карфагенянам отказаться от
человечески
|
|