|
стве примера можно вспомнить, что
Аменхотеп
III, отец Эхнатона, поставил в храме в Бенхе агатовое изображение змеи. Кобра
считалась
символом Уаджет, богини дельты Нила. Цари этой области в древности использовали
изображение кобры как свой символ, и со временем земля – урей стала знаком
верховной
власти фараона.
Не вдаваясь более в детали египетской религиозной системы, следует все же
упомянуть
о тысячах демонов и духов, которые наряду с богами населяли невидимый мир.
Некоторых
из них при необходимости могли вызывать колдуны, и со многими человек
встречался после
смерти. Четыре духа служили Осирису, великому богу мертвых, ему также
подчинялись
сорок два ужасных демона, в чьи обязанности входило судить души умерших.
Многочисленные двери подземного мира охраняли чудовища, имена которых наводили
ужас, и несчастным душам приходилось повторять бесчисленные и невероятно
длинные
заклинания, прежде чем им разрешали войти.
Чтобы умилостивить всех этих потусторонних обитателей, требовалось огромное
количество жрецов. Коллегия жрецов Амона в Фивах обладала таким могуществом и
богатством, что во многих случаях могла диктовать свою волю фараону.
Верховный жрец Амон-Ра был одной из самых важных персон в государстве,
непосредственно подчинявшиеся ему второй, третий и четвертый жрецы (как они
именовались) принадлежали к высшей знати.
В описываемый нами период верховный жрец Амона часто являлся также и великим
визирем, то есть занимал одновременно высшие светский и духовный посты.
Хотя жрецы бога Ра, отправлявшие культ в Гелиополе, обладали гораздо меньшей
властью, чем служители Амона, они также имели большое влияние. Их верховный
жрец
именовался «Великим Провидцем» и был в большой степени служителем культа, чем
политическим деятелем (в отличие от своего фиванского коллеги).
Верховного жреца Птаха в Мемфисе называли «Великим мастером ремесла»,
поскольку Птах представлял собой двойника греческого Гефеста. Однако ни он, ни
жрецы
других богов не могли соперничать в могуществе с верховными жрецами Амона и Ра.
Глава 4
ТУТМОС IV И МУТЕМУА
Взойдя на трон, Тутмос IV столкнулся с очень серьезной политической проблемой.
В
то время гелиопольские жрецы, недовольные всесилием Амона, попытались
восстановить
утраченный престиж своего собственного бога Ра, который в далеком прошлом
являлся
высшим божеством Египта, а теперь вынужден был довольствоваться второй ролью по
отношению к фиванскому богу.
Тутмос IV, согласно позднейшему свидетельству Эхнатона, не одобрял политических
амбиций жрецов Амона и в пику им восстановил статую великого сфинкса в Гизе,
находившуюся под опекой гелиопольских жрецов.
Сфинкс соединял в себе черты гелиопольских богов – Хорахти, Хепри и Ра, о
которых
шла речь выше. По легенде, Тутмос IV получил трон, обойдя своих старших братьев,
благодаря покровительству сфинкса, то есть жрецов Гелиополя. Фараона называли
«сыном
Атума и защитником Хорахти, который очистил Гелиополь и ублажил Ра»3, жрецы Ра-
Хорахти, судя по всему, надеялись, что фараон вернет им былое могущество.
Однако Тутмос IV оказался человеком слабого здоровья, а тот небольшой запас сил,
который у него был, он тратил на войну в Сирии и в Судане. Его краткое
правление,
продолжавшееся чуть более восьми лет, с 1420-го по 1411 год до нашей эры,
ознаменовалось
началом скрытого соперничества между Амоном и Ра, которое достигло кульминации
в
ранние годы царствования его внука Эхнатона.
Еще до вступления на трон Тутмос женился на дочери царя Митанни, государства на
севере Сирии, которое служило буфером между египетскими владениями в Сирии и
враждебными землями Малой Азии и Месопотамии. Брачный союз должен был, по-
видимому, укрепить дружбу двух стран.
С большой долей вероятности эту принцессу можно отождествить с царицей Мутемуа,
от которой осталось несколько стел и которая была матерью Аменхотепа III, сына
и
преемника Тутмоса IV. Иноземные элементы, привнесенные благодаря ей в жизнь
двора,
привели к многочисленным и весьма существенным переменам.
Возможно, именно эти азиатские веяния побудили фараона поощрять инициативу
гелиопольских жрецов. Как уже говорилось, бог Атум, ипостась Ра как божества
заходящего
солнца, возможно
|
|