|
вете его
называют Хепри, и он существует в облике жука-скарабея, в полдень он становится
Ра, а на
закате принимает имя «Атум»; это слово, вероятно, соотносится с сирийским
«адон»,
«господин», более известным нам в греческом написании «Адонис». В своих
ипостасях
поднимающегося и садящегося солнца он носил имя Ра – Хорахти, и это имя еще
встретится
читателю в дальнейшем.
Богиня Исида, о которой мы уже упоминали, была супругой Осириса, изначально
божества Нижнего Египта. Как и Ра, этот бог также правил на земле, но его убил
его брат
Сет; за его смерть впоследствии отомстил его сын Гор, имеющий обличье ястреба.
Осирис, Исида и Гор составили триаду; центром поклонения им стал Абидос, город
Верхнего Египта, где, как считалось, был похоронен Осирис. Прекратив свое
земное
существование, Осирис стал великим властителем подземного царства, и все стали
молиться
ему, чтобы обрести благополучие после смерти.
Заметим, что ястреб-Гор был племенным богом сразу нескольких городов. В Эдфу
ему
поклонялись как победителю Сета, в этой своей ипостати он был мужем Хатхор,
покровительницы Дендеры – города, расположенного довольно далеко от Эдфу. В то
же
время богиня Хатхор стала покровительницей Западных гор и в одном из своих
земных
обличий, в виде коровы, выходила из пещеры в скалах.
В Мемфисе племенным богом считался карлик Птах (двойник европейского Вулкана),
кузнец и гончар богов. В этом городе, так же как и во многих других областях
Египта, жил
священный бык, которого именовали Аписом; люди воздавали ему божественные
почести и
считали его земным воплощением Птаха.
На Элефантине поклонялись богу с головой барана по имени Хнум, там также
имелось
священное животное, баран, которого держали в храме Хнума для ритуальных целей.
Поскольку Хнум был также божеством первого нильского порога, расположенного
около
Элефантины, его считали важной фигурой по всему Египту. Кроме того, многие
верили, что
это он слепил из грязи, извлеченной со дна Нила, первого человека, поэтому мы
находим его
в мифологии самых разных областей.
Коршун – Нехбет была племенной богиней торгового города Нехена; свирепый
крокодил Себек считался богом города Омбоса; ибис, Тот, почитался в Гермополе;
кошка –
Баст была божеством Бубаста и так далее. Следовательно__________, у каждого
города имелся свой бог.
Кроме этих богов, существовали и другие, более абстрактные божества: Нут,
олицетворявшая небеса, Себ – землю, Шу – космос… Словом, пантеон египетских
богов был
весьма разнороден. В него входили божества племен-завоевателей, древние герои и
вожди,
впоследствии обожествленные или отождествленные с богом, которого почитало их
племя,
боги, олицетворявшие природные явления, а также обожествленные небесные светила.
По мере развития связей между городами постепенно выстраивалась общая система
верований, и людям приходилось дополнять и изменять мифы, чтобы привести их в
соответствие друг с другом.
Вот почему ко времени Тутмоса IV небеса оказались населены великим множеством
богов, но из всех них для нас представляют интерес Амон-Ра, бог Фив и верховное
божество,
а также Ра-Хорахти, бог Гелиополя. Остальные боги появляются на этих страницах
лишь для
того, чтобы, потерпев поражение, кануть во тьму, из которой они и происходят.
Глава 3
ПОЛУБОГИ И ДУХИ – СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА
Упоминавшиеся нами священные быки и бараны были реликтами древнего культа,
связанного с поклонением животным, происхождение которого совершенно неясно.
Египтяне почитали самых разных зверей и птиц; почти в каждом городе или области
свой
вид животных считался священным. В Гермополе и в других частях Египта объектом
поклонения стали бабуин и ибис, как воплощения бога Тота. Во многих местах,
прежде всего
в Бубасте, где особо почиталась богиня-кошка Баст, поклонялись кошке.
К священным животным причисляли крокодила и некоторые разновидности рыб.
Египтяне боялись и почитали змею; в кач
|
|