|
вив трон своему сыну, Тутмосу
IV,
деду Эхнатона, которому тогда было примерно восемнадцать лет.
Глава 2
БОГИ ЕГИПТА
Уже в правление Тутмоса IV зародились те религиозные движения, которые набрали
силу в царствование его сына Аменхотепа III и его внука Эхнатона.
Соответственно, мы
должны рассмотреть подробнее основные события его царствования, обратив особое
внимание на их религиозный аспект.
В связи с этим и также для того, чтобы читатель мог уяснить себе истинную суть
учения того фараона, о чьей жизни будет рассказано на последующих страницах,
нам
следует бросить взгляд на религиозную практику, которая сложилась в Египте ко
времени
Тутмоса IV.
Египетская цивилизация уже существовала более двух тысяч лет, в течение которых
сформировалась определенная систем догм. В конце концов люди настолько
уверовали в
незыблемость этих догм, что даже небольшие перемены воспринимались почти как
революция. Только выдающийся человек, наделенный железной волей и решимостью,
мог
встать во главе реформ. В те времена, о которых мы пишем, такого человека не
нашлось, и
старые боги Египта пользовались безраздельным авторитетом.
Наиболее могущественным из всех богов был Амон, главный бог Фив. Первоначально
он был местным божеством этого города, но, когда Фивы стали столицей Египта, он
обрел
статус государственного бога. В более ранний период главным богом считался
солнечный
бог Ра или Ра-Хорахти – местное божество Гелиополя – города, располагавшегося
неподалеку от современного Каира. Жрецы Амона соединили двух божеств под общим
именем «Амон-Ра, царь богов».
Амон может являться в разных обликах. Обычно его представляют как человека с
сияющим ликом, в золотом головном уборе с двумя перьями. Иногда, правда, он
принимает
облик барана с тяжелыми рогами. Кроме того, он может предстать и в образе
своего брата,
козлоногого бога по имени Мин, которого позже стали отождествлять с греческим
Паном. В
этой связи следует упомянуть, что греческий бог, возможно, позаимствовал свой
козлиный
облик у Мина-Амона из Фив.
В ряде случаев Амон мог принимать обличья правящего фараона, выбирая то время,
когда сам монарх отсутствовал или спал. В этом образе он получал доступ в
спальню
царицы. Полагают, что и Аменхотеп III появился на свет в результате подобного
союза, хотя
сам фараон не отрицал, что его земным отцом был Тутмос IV.
Амону нравилось сражаться, и он охотно помогал фараонам, когда они разбивали
головы своим врагам или перерезали им глотки. Вероятно, как и другие египетские
боги, он
был обожествленным вождем племени, потомки которого увековечили его любовь к
битвам.
Богиня Мут, «Матерь», божественная супруга Амона, иногда спускалась на землю,
чтобы понянчить сына фараона. От Амона у нее был свой сын, Хонсу, ставший
третьим
членом фиванской триады. Он считался богом Луны и отличался божественной
красотой.
Таковы были главные фиванские божества, покровительствовавшие царскому двору.
Культ солнца, унаследованный от жителей Гелиополя, также играл важную роль.
Считалось,
что когда-то сам бог Ра был царем на земле, и нынешние фараоны являются его
прямыми
потомками; впрочем, эти верования возникли не ранее, чем во времена Пятой
династии.
Именно в этот период фараона начинают именовать величественным титулом «Сын
Солнца». Однажды, когда Ра еще правил на земле, его укусила змея; богиня Исида
исцелила
бога-царя, но в качестве платы потребовала, чтобы он назвал ей свое истинное
имя.
Ра пришлось выполнить обещание, но из страха, что тайна откроется его подданным,
он решил истребить все человечество. Свершить это деяние он поручил богине
Хатхор,
принявшей облик Сехмет, женщины с головой льва, которой нравилось купаться в
потоках
крови. Но когда половина человечества погибла, Ра раскаялся и прекратил
смертоубийство,
напоив богиню допьяна смесью крови и вина.
Тем не менее, Ра, уставший от государственных забот, решил удалиться на небеса,
где в
образе солнца ежедневно проплывает в своей ладье с востока на запад. На
рас
|
|