|
ного божества проявилось и в другом. Супругой Амона была богиня Мут
(«Мать»), ее имя писалось иероглифом в виде коршуна. Этот иероглиф следовало
употреблять, когда в надписи речь шла о «матери фараона» Тиу; но Эхнатон
потребовал,
чтобы слово записывали фонетически, по буквам, и таким образом избежал
использования
неприятного ему символа.
Аналогично, в имени Небмаара, означающем «Ра, владыка истины», слово «истина»
представляет собой символ одноименной богини. В религии Эхнатона понятие
«правды»,
«истины», которую он рассматривал как одно из важнейших условий достижения
счастья и
благополучия, занимало важное место. Сама мысль о том, что существует некое
божество
истины, казалась ему глубоко неверной. Он писал слово «правда» по буквам, не
используя
иероглиф богини. Когда похоронные церемонии закончились, когда была прочитана
последняя молитва и облако благовонного дыма поднялось к своду гробницы,
золотую дверь
усыпальницы закрыли и заперли; строители замуровали наружные двери и
замаскировали их
обломками камня.
Так Эхнатон отдал последнюю дань своей матери, которая была, возможно,
вдохновителем планов, успешно претворенных им в жизнь. Со смертью этой доброй и
могущественной женщины порвалась последняя нить, связывавшая фараона с прошлым.
Узда, сдерживавшая его, исчезла, и начался новый и более суровый период его
короткой
жизни.
Часть шестая
С ТРИНАДЦАТОГО ДО ПЯТНАДЦАТОГО ГОДА ПРАВЛЕНИЯ
ЭХНАТОНА
Переезд правителя и всего двора в новый дворец и город, его
попытки насадить там новый культ и новый художественный
стиль… представляют собой один из самых забавных и интересных
эпизодов мировой истории.
Бадж. История Египта
Глава 1
РАЗВИТИЕ КУЛЬТА АТОНА
В гимне Атону встречаются такие слова: «Ты был один и сотворил землю по желанию
сердца своего… Чужеземные страны, Сирию, Куш, Египет!..»
Следует заметить, что Сирия и Нубия (Куш) в перечне предшествуют Египту, похоже,
по мнению Эхнатона, они были более древними царствами.
В другой строфе того же гимна говорится: «Нил на небе – для чужестранцев и для
диких животных о четырех ногах, а Нил, выходящий из преисподней, – для Земли
Возлюбленной тобой». Эхнатон имеет в виду дождь, который выпадает в Сирии и
орошает
эту чужую землю, сравнивая его с рекой, питающей его собственную страну. И
снова его
мысли обращаются прежде к Сирии и затем уже к Египту. Таков подлинный имперский
дух:
в сознании фараона чужеземные владения в такой же мере заслуживали любви и
заботы, как
и сам Египет.
Рис. 5. Иллюстрация дружественных отношений между Сирией и Египтом Сирийскому
солдату по имени Терура и его жене прислуживает слуга-египтянин, он
поддерживает
трубку, через которую солдат пьет вино. Рисунок с таблички, найденной в
Тель-эль-
Амарне
Подобное отношение коренным образом отлично от чисто потребительского подхода
первых фараонов Восемнадцатой династии, которые покоряли «жалких» чужеземцев и
вывозили из стран едва ли не все богатства, не задумываясь о последствиях.
Эхнатон верил, что его бог является отцом для всего человечества и что сирийцы
и
нубийцы, как и египтяне, находятся под его покровительством. Поэтому культ
Атона должен
был превратиться в мировую религию. Подобные изменения в этических
представлениях
имели большее значение, чем кажется на первый взгляд; Атон оказался первым
божеством,
которое не было ни племенным, ни национальным. Эти воззрения близки
христианскому
пониманию Бога и мало напоминают иудейскую концепцию Иеговы. Исходя из своих
представлений Эхнатон решил построить храм Атона в Палестине, возможно, в самом
Иерусалиме и в Судане. Где располагался сирийский храм, неизвестно, но недавно
раскопали
храмовые постройки в Нубии, которые, как предполагают, занимали значительную
территорию.
Одновременно храмы воздвигались в различных частях Египта. В Гермонтисе
появился
храм «Град небесный Атона»; храмы возвели в Гермополе и Мемфисе, храм
«Восхождения
Ра Гелиопольского»,
|
|