|
ьких ступенек. В дальнем конце двора располагались еще одни врата,
ведущие во
внутренние помещения. Миновав ворота, посетитель оказывался в маленькой галерее,
по
стенам которой стояли статуи фараона и его матери. Далее за закрытыми
двустворчатыми
дверями находилось святилище, внутри него размещался второй алтарь, по обе
стороны
которого стояли статуи царя и матери-царицы. Справа и слева от святилища
располагались
две небольшие молельни, через них можно было в обход святилища выйти в
помещение для
молящихся, где также находились статуи царя и Тиу.
Здание, вероятно, радовало глаз яркими красками, на всех алтарях по столь
торжественному поводу громоздились горы подношений. В тени колоннад стояли
огромные
кувшины с вином, украшенные цветочными гирляндами и лентами, на изящных
подставках
среди цветов лежали мясо, хлеб и фрукты.
Во время посещения храма Эхнатона и Тиу сопровождала юная принцесса Бакетатон,
сестра фараона и две ее фрейлины. Перед ними шел мажордом Хуи в сопровождении
чужеземного сановника, судя по одеждам критянина.
За ними шествовали придворные с веерами и опахалами, возле храма толпились
слуги,
возничие и конюхи, носители опахал, носильщики, храмовые служители.
Они приветствовали процессию криками: «Владыка Атона!», «Да живет он вечно!»,
«О
красивейшая из всех!», «Тому, в ком живет Атон!», «Та, кто покровительствует
этому храму
Атона».
Вероятно, пожилая царица чувствовала себя так, будто время повернулось вспять и
она
снова возвратилась в дни своей славы. Но насколько же нынешние простые обряды
отличались от тех, что совершали жрецы Амона-Ра! Два-три взмаха кадильницей,
краткая
молитва, несколько поклонов – и вот уже все выходят наружу, закрываются
священные
ворота, и процессия возвращается во дворец.
Глава 9
СМЕРТЬ ЦАРИЦЫ ТИУ
Не исключено, что царица Тиу, глубоко тронутая тем роскошным приемом, который
устроил ей ее сын, переехала в свою резиденцию в городе Атона. Но так или иначе,
ей не
довелось в полной мере насладиться роскошью, напоминавшей ей о днях ее
молодости.
Вскоре после описанного нами визита она умерла. В соответствии с ее
распоряжениями
тело Тиу набальзамировали в Фивах и перенесли из ее дворца в Долину царей, где,
по
обычаю, хоронили фараонов. Эхнатон отдал последнюю дань матери, предоставив
погребальные принадлежности, в надписи на усыпальнице можно прочитать, что «он
изготовил это для своей матери».
Тиу, видимо, пожелала, чтобы ее похоронили возле Юаа и Туа, ее отца и матери.
Ее
гробница в восточной части долины находится совсем близко от их усыпальницы. В
гробницу вела крутая лестница, продолжавшаяся пологим спуском, в конце которого
располагалась просторная погребальная камера с белеными стенами.
Большую часть камеры занимала большая усыпальница. Дверь в нее была изготовлена
из дорогого ливанского кедра, покрытого золотом, и оснащена засовом.
Большинство
гвоздей, скрепляющих деревянные части строения, были сделаны из золота
(наглядное
свидетельство состояния царской казны в то время).
На створках располагались изображения царицы, озаренной лучами Атона. Сама
усыпальница была также изготовлена из кедра, покрыта золотом, на всех ее
стенках были
представлены сцены поклонения Атону. В одной из них Эхнатон стоит рядом с Тиу,
вокруг
реалистически нарисованных фигур струятся животворные лучи солнца. Внутри
усыпальницы размещался саркофаг, в котором лежала мумия великой царицы. В
камере
находились также традиционные погребальные принадлежности: живописно
разрисованные
короба, алебастровые и фаянсовые вазы, статуэтки и прочее. На некоторых вазах
видны
маленькие гротескные фигуры бога Беса; очевидно, Эхнатон по-прежнему допускал
почитание других богов. В надписях на стенах усыпальницы он везде, где только
можно,
называет своего отца Аменхотепа III его вторым именем Небмаара, чтобы не
упоминать
ненавистного имени Амона. Вместе с тем в некоторых случаях, там, где это
казалось
необходимым, он допускал его употребление. Предубеждение Эхнатона против
старого
государстве
|
|