|
хнатона к парадным портретам, все же передал великолепие и
пышность
происходящих церемоний. Мы видим Эхнатона, его жену Нефертити, мать Тиу, сестру
Бакетатон и двух дочерей Меритатон и Анкхсенпаатон, которые сидят рядом в
удобных
креслах, поставив ноги на изящные скамеечки.
Эхнатон одет в тонкую льняную ткань, верхняя часть торса обнажена. На лбу сияет
небольшая золотая змейка, на ногах красиво отделанные сандалии, но, по своему
обыкновению, он не надел никаких драгоценностей. Царица Нефертити одета в
свободные
одежды из льна, на лбу у нее тоже царственная змейка. У царицы Тиу высокая
сложная
прическа, по моде прежнего царствования; поверх этого великолепия – корона,
состоящая из
диска, двух рогов, двух высоких перьев и двух небольших змеек, вероятно из
чистого золота.
Ее фигуру обволакивает элегантное одеяние из почти прозрачного материала.
Девочки
обнажены.
Вокруг этой счастливой семьи расставлены столы, на которых громоздится
всевозможная еда. Здесь куски мяса, блюда со сладостями, овощами, фруктами,
хлебом,
печеньем. Столы украшены цветами лотоса, по обычаю древних египтян. Возле
столов стоят
кувшины с вином и другими напитками, увитые лентами.
Художник показал, как Эхнатон откусывает кусочек мяса от огромной кости,
которую
он держит в руках. С того времени до наших дней в Египте сохранился обычай есть
мясо
руками. Нефертити держит в руке небольшую зажаренную утку, которую она изящно
щиплет. Нельзя понять, что ест Тиу, одной рукой она подносит закуску ко рту,
другой
передает часть своей дочери Бакетатон. Около Нефертити сидят две маленькие
принцессы,
похоже, они едят то же самое, что и их мать.
Хуи бегает туда-сюда по залу, он пробует каждое блюдо, прежде чем подать его на
царский стол. Попеременно играют два оркестра: один – египетский, другой,
очевидно,
сирийский. Египетский оркестр состоит из четырех женщин:
первая играет на арфе, вторая и третья – на __________лютнях, а четвертая – на
лире. Основным
инструментом в чужеземном оркестре была огромная лира примерно двух метров
высоты с
восемью струнами, на которой играли двумя руками.
Придворные в парадных одеяниях стоят у стен в зале, где происходит пиршество.
На
других рельефах, находящихся в гробнице Хуи, показаны вечерние празднества в
честь
царицы Тиу. И снова мы видим тех же членов царской семьи, но от ночной прохлады
их
защищают более плотные одеяния; торс фараона покрывает накидка из мягкого льна.
Царь,
царица и вдовствующая царица пьют из красивых чаш, возможно золотых.
Поскольку это вечерний праздник, еды немного, но три украшенных цветами стола
ломятся от фруктов. Одетые в легкие одежды маленькие принцессы наслаждаются
этим
изобилием; маленькая Анкхсенпаатон стоит на скамеечке возле своей матери, одной
рукой
она придерживает одежду, а другой кладет сливу или что-то подобное в рот.
По-прежнему играют два оркестра; придворные наблюдают за трапезой, Хуи бегает
туда-сюда, отдавая распоряжения слугам, наполняющим чаши царской семьи. Зал
освещают
несколько ламп на высоких подставках, рядом с ними помещаются кувшины с вином.
Глава 8
ЦАРИЦА ТИУ ПОСЕЩАЕТ СВОЙ ХРАМ
Опишем еще одно событие, произошедшее во время визита и также запечатленное
художником. Мы наблюдаем, как Эхнатон, почтительно поддерживая свою мать под
руку,
сопровождает старую царицу в храм, который построили в ее честь. Он был назван
«Тенью
Солнца». Вероятно, это было огромное здание невероятной красоты.
Пройдя через огромные створчатые врата, установленные между двумя обычными
пилонами, гость попадал в просторный, залитый солнечным светом двор. По обеим
сторонам
двора проходила колоннада, между колоннами помещались статуи Эхнатона,
Аменхотепа III
и самой царицы Тиу. В середине двора возвышался алтарь, к которому вела
лестница из
неско
|
|