Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Египта :: Артур Вейгалл - Эхнатон. Фараон-вероотступник
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
ьями
шлемы и яркие доспехи, Эхнатон выказывал явное пренебрежение ко всему 
героическому и
видел бога таким, каков он есть.
Больше всего на свете Эхнатон любил правду. Египтяне никогда не отличались 
такими
качествами, как искренность, прямолинейность и честность, но Эхнатон, несмотря 
на
царившие вокруг него лицемерие и лесть, всегда говорил о себе как о «живущем 
праведно».
«Я проникся желанием быть правдивым, – говорит один из его последователей, – и
испытываю отвращение ко лжи, поскольку я знаю, что царя радует честность».
Еще одно положение учения Эхнатона нашло отражение в тех росписях, которые 
автор
этой книги обнаружил в гробнице Рамоса. Сцена человеческого жертвоприношения, 
которая
часто встречается в росписях в гробницах представителей Восемнадцатой династии, 
обычно
выглядит следующим образом: в гробницу тащат человека, привязанного к салазкам.
Подобное изображение имеется на одной из стен гробницы Рамоса и, вероятно, 
датируется
периодом, предшествующим революционным реформам Эхнатона.
Очевидно, что, когда юный фараон провозгласил свою религию любви, он не мог
допустить подобных варварских и жестоких церемоний. Упомянутое выше изображение
было стерто почти наверняка по приказу царя. Ниже мы покажем, что отрицание
человеческих жертвоприношений находится в тесной связи с идеей Эхнатона о
невозможности человеческих страданий.
Глава 5
ЭХНАТОН КАК «СЫН БОГА» ПО ПРАВУ
Чтобы понять истовое стремление молодого царя к честности и истинности во всем,
следует вспомнить о тысячах условностей, сопровождавших любого знатного 
египтянина
того времени в течение всей его жизни. Придворный этикет, в соответствии с 
которым была
расписана вся жизнь фараона, превращал ее в бесконечную череду 
противоестественных
ритуалов.
Создавая учение, основанное на правдивости и простоте, Эхнатон попытался 
воспитать
у своих подданных отношение к фараону не как к земному воплощению бога (чего 
требовали
обычаи), а как к человеку, правда имевшему божественное происхождение. 
Традиционно
фараон держался на расстоянии от подданных – Эхнатона можно было увидеть и 
среди
людей. Дворцовый этикет требовал, чтобы царь проезжал через город, стоя в 
гордом
одиночестве в своей колеснице, – Эхнатон ехал в колеснице с женой и детьми и 
позволял
художникам изображать, как он забавляется со своей маленькой дочерью.
По традиции, изображая фараона, художник подчеркивал прежде всего его величие;
Эхнатон настаивал, чтобы его изображали в как можно более естественной 
обстановке – как
он утомленно опирается на посох, как нянчит детей, как обедает. В этом 
опять-таки
проявилось его отвращение к помпезной героизации и стремление к правде.
Но при всей любви к правдивости и искренности, Эхнатон сохранял усвоенную еще в
детстве уверенность в том, что, будучи фараоном, он имеет отчасти божественную 
природу.
Согласно религиозным доктринам, он являлся представителем, то есть, согласно
фразеологии того времени, «сыном Бога», а по праву своего царского 
происхождения был
«сыном Солнца». Имена фараонов всегда заключались в картуш (овальную рамку),
являвшуюся отличительным знаком царского имени. Эхнатон писал имя Атона внутри
такого же овала, подчеркивая этим, что права фараона установлены богом и 
исходят от него.
Точно так же позже Христос станет наставлять своих учеников, что существует 
царство
небесное, в котором правит Бог.
Рис. 3. Эхнатон с женой и дочерью на колеснице
И хотя Атон оставался бестелесным, невидимым и непостижимым, он был «царем
царей, единственным повелителем владык». Амон-Ра и другие старые божества в 
разные
времена назывались «Владыками богов». Эхнатон именовал Атона «Царем и Богом».
О самом Эхнатоне говорили как о «единственном воплощении Ра, чья красота 
создана
Атоном» и как о «возлюбленном сыне Атона», которого «выносил Атон».
Обращаясь к Атону, придворные должны были произносить
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-