|
ди возглашают: «Жизнь в созерцании его, смерть – в невозможности его
видеть». Когда
ты заходишь, живой как и прежде22, о, Атон, Запад и Восток возносят хвалы тебе».
Ты садишься на западном горизонте. Ты заходишь в жизни и радости, и каждое око
радуется, хотя все погружается во тьму после заката».
Похоже, что ритуалы культа Атона не отличалась особой сложностью.
22 Имеется в виду, что Атон не умирает, когда угасает свет солнца.
Священнослужителей было немного, они совершали жертвоприношения Атону,
состоявшие
в основном из плодов и цветов; на всех этих церемониях нередко присутствовал
сам фараон
со своей семьей. Они молились и пели гимны, отдавая дань великому отцу радости
и любви.
Однако Атона простые благодарности услаждали больше, чем любые церемонии.
Почему люди должны славить бога в заранее определенных фразах и заданных позах,
когда
весь чудесный мир просто радуется ему? Теленок, прыгающий по лугу, усеянному
маками, и
птицы, поющие на деревьях, и облака, проносящиеся по небу, прославляли
создавшего их
бога.
Созерцание природы давало Эхнатону больше, чем торжественные церемонии, и его
мысли чаще уносились ввысь под шелест листвы, нежели под звуки систра.
В одном из недавно обнаруженных текстов в уста Иисуса вложено речение, близкое
идеям Эхнатона. «И спроси, – говорится в нем, – кто те, которые ведут нас в
царство, если
оно находится на небесах? Птицы небесные и все звери, что живут на земле или
под землею,
все рыбы всех морей, – они ведут тебя. А царство находится внутри тебя».
Глава 4
БОЖЕСТВЕННОСТЬ АТОНА
В садах города Атона Эхнатона окружала красота природы. На сгибавшихся под
тяжестью плодов деревьях весело пели птицы, прохладный северный ветерок
шелестел в
листьях, заставляя их танцевать на ветвях, множество разноцветных цветов
отражались в
водах спокойных озер. И когда фараон наблюдал, как солнечный свет играет среди
голубых
теней, его сердце исполнялось благодарности богу: «О, Владыка, как разнообразны
твои
труды! – постоянно восклицал он. – Вся земля ликует и радуется благодаря Тебе.
Все живое
возносит хвалу к небесам, когда видит Тебя!» Как же прекрасен бесформенный и
лучезарный
Атон! «Все, что Ты создал, – говорит царь, – тянется к Тебе. Твое сияние
наполняет глаза
жизнью, а сердца силой».
В псалмах Давида говорится: «Господь – Пастырь мой, и я ни в чем не буду
нуждаться». Так и Эхнатон искренне восклицал: «Не знает бедности тот, кто носит
Тебя в
своем сердце. Когда Ты даешь сердцу человеческому жизнь, это есть жизнь
истинная».
Сияющий, могучий Атон дает силу очам, поднимаясь в сиянии над землей, он дарует
пищу и
благоденствие Египту.
Несколько веков спустя Давид писал: «Господь – твердыня моя и прибежище мое»
(Пс,
17: 3), а Эхнатон подобно ему называл своего бога «стеной высотой в миллион
локтей».
Атон был «свидетельством вечности» и «Напоминанием о вечном». Он был «Владыкой
судьбы», «Повелителем рока», «Хозяином порядка», «истоком судьбы» и
«случайностью,
дарующей жизнь», – давая богу такие определения, Эхнатон поднялся до вершины
современной нам философии.
В отличие от Иеговы, который описывается как величайший из всех богов, Атон не
имел соперников, и Эхнатон никогда не использовал слова «бог» во множественном
числе.
«Атон живущий не имеющий подобных себе» – таков был обиходный эпитет.
Говорилось
также: «Ты – единственный, но в тебе заключена животворная сила, которая дает
жизнь
всему сущему».
И опять-таки Иегова достаточно часто воспринимался как гневающийся бог,
окруженный облаками и тьмой, чей голос звучит подобно раскатам грома. Атон был
«Мирным Владыкой», который не выносил битв и раздоров.
Эхнатон проявил такую последовательность в своем неприятии войны, что
отказывался
посылать войско для подавления восстаний, постоянно вспыхивавших в его
азиатских
владениях. Нежную душу божества оскорбляло кровопролитие.
В воинственную эпоху, когда повсюду звенело оружие, мелькали украшенные пе
|
|