|
л Атона, можно найти и у нашего христианского Бога.
Подобно яркой вспышке метеора в ночном небе, Атон мелькнул во тьме египетской и
снова исчез, как первое предвестье будущей великой религии Запада. Любой, кто
свободен
от закостенелых предрассудков, согласится, что в учении Христа прослеживается
более
очевидное сходство с культом Атона, нежели с той верой, которую проповедовали
Авраам,
Исаак и Иаков.
Учение ветхозаветных патриархов признано в качестве непосредственного
предшественника христианской доктрины, но культ, созданный Эхнатоном,
воспринимается
как законченный его прототип. Можно даже поверить в то, что могущественный Бог
на
какое-то время явил себя в Египте и был услышан яснее, чем слышали его в Сирии
или в
Палестине до времени Христа, хотя это и не имело столь далеко идущих
последствий.
Глава 2
АТОН – МИЛОСЕРДНЫЙ ОТЕЦ ВСЕГО СУЩЕГО
Амон-Ра и все старые боги Египта являлись не кем иным, как обожествленными
смертными, наделенными необычайной, хотя и ограниченной властью, и сохраняли во
многом человеческие привычки и черты характера. Другие боги, как мы говорили,
были
олицетворением природных объектов и явлений: ветер, Нил, звездное небо и тому
подобное.
Все эти божества были ужасны и мстительны; их поступки диктовались вполне
человеческими чувствами.
Но для Эхнатона Бог был нематериальным вездесущим и вечным Отцом человечества,
проявлявшим себя через солнечный свет. Подобная концепция не имела аналогов во
всей
предшествующей истории человеческой мысли.
Молодой верховный жрец призывал подданных искать своего бога не в шуме битв, не
в
дыму человеческих жертвоприношений, а среди цветов и деревьев, диких уток и рыб.
Он
проповедовал, что учиться следует у природы, явившись в некотором роде первым
адептом
учения об «апостольской жизни».
Он старался разрушить устоявшиеся традиции и неустанно побуждал свой народ
поклоняться «праведно», не придавая особого значения религиозной обрядности. В
то время
как прежние боги являли свою власть чаще всего во время бедствий и потрясений,
милосердный Бог Эхнатона присутствовал ежеминутно в самом течении жизни, в
подрастающих зверятах, в легком ветре, наполнявшем паруса, в рыбах, плещущихся
в реке.
Как и другой учитель, более великий, чем он, Эхнатон наставлял своих учеников
обращаться
к создателю как к «Отцу Небесному».
Атон был той радостью жизни, которая заставляла ярок «танцевать», а птиц
порхать в
вышине. Сам Эхнатон был скорее склонен печалиться, чем веселиться, но он
стремился
пробудить в сердцах своих сторонников прежде всего радость.
Эхнатон не позволял, чтобы Атона изображали в каком-либо конкретном образе,
считая, что истинный Бог не имеет осязаемой формы. Символом его культа стал
солнечный
диск, из которого исходили многочисленные лучи, заканчивавшиеся изображением
руки, но
этому символу не поклонялись.
Подобным же образом и для христиан крест символизирует их веру, но не является
объектом поклонения. Никогда прежде не было у людей божества, не имевшего
конкретной
формы, бога, которому нельзя приписать пяти человеческих чувств. Иудейские
патриархи
верили в то, что Бог способен прогуливаться по саду, наслаждаясь прохладой
вечера; а раз он
создал человека по своему подобию, значит, у него самого было лицо, конкретные
формы и
части тела.
Но Эхнатон, порвав с традицией, провозгласил, что бог есть животворящая
нематериальная сущность, тепло, заключенное в солнце. Он был «живым Атоном»,
той
силой, которая породила и поддерживала движение и сияние солнца. Хотя само
солнце часто
называли Атоном, точнее определить его как «Созданное Атоном».
Сияющий солнечный диск был самым обиходным символом божества, а теплые лучи
солнечного света обозначали столь же очевидную связь между небом и землей, и
все же
Эхнатон призывал мыслителей обратить свои взоры от этого видимого проявления
бога в
вышние сферы, к тому, что «находилось за покровом».
Говоря о силе более могуществ
|
|