|
атмосфере, окружавшей его и его ближайших сторонников.
Со стен храмов, с пилонов и ворот, с колонн и обелисков на молодого царя
вызывающе
взирали изображения Амона, на каждом шагу он встречал символы, говорившие о
могуществе этого бога. Огромный храмовый комплекс Амона затмевал небольшой храм
в
Карнаке, а жрецы, служившие у вновь построенного алтаря, терялись среди толпы
прислужников фиванского бога. Разве мог цветок вырасти и расцвести в бесплодной
земле?
Как мог луч солнца пробиться сквозь завесу догм и традиций?
Без сомнения, фараон попытался подорвать могущество жрецов Амона, сократив до
минимума отпускаемые им средства и переманив на свою сторону некоторых высших
жрецов. Если бы ему удалось низвести культ Амона до уровня других
второстепенных
культов, он, скорее всего, этим и ограничился, ибо в то время он мечтал только
о том, чтобы
поставить Ра-Хорахти-Атона выше всех остальных богов. Но коллегия жрецов Амона
обладала огромными ресурсами, и Эхнатон не видел реальной возможности ослабить
их
влияние.
Пытаясь решить проблему, царь наконец предпринял тот шаг, который давно уже
обдумывал вместе со своими советниками. Он решил покинуть Фивы. Он построит
новый
город, где не будет этого враждебного окружения, чтобы жить там и поклоняться
своему
богу.
На пустом месте он возведет земной дом Ра-Хорахти-Атона и там вместе со своими
преданными последователями осуществит все замыслы, которые он вынашивал в своей
душе. Одновременно он низведет Фивы до положения провинциального города и тем
самым
ослабит власть жрецов Амона, поскольку сам Амон уже не будет государственным
богом,
богом столицы. Он отряхнет фиванскую пыль со своих ног и не станет больше
раздражаться
при виде великолепия Амона.
Первым делом фараон сменил имя. Вместо Аменхотепа («Мир Амона») он стал
именоваться Эхнатоном («Радостью Атона»). С этого времени ни разу имя Амона не
прозвучало из его уст. Он сохранил и два других своих имени, «прекраснейший из
всех
созданий Ра» и «единственное воплощение Ра», последнее часто использовалось им.
Вместе
с тем фараон полностью отказался от тех титулов и имен, в которых упоминался
Карнак.
Теперь он все чаще именовал своего бога Атоном, а имя Ра-Хорахти становится все
менее и менее значимым, хотя и продолжает употребляться на протяжении всего
времени
правления Эхнатона.
Глава 2
ЭХНАТОН ВЫБИРАЕТ МЕСТО ДЛЯ СВОЕГО ГОРОДА
Представим теперь, как юный фараон плыл вниз по реке в своей королевской ладье,
посматривая во все стороны и порой делая остановки, чтобы получше изучить берег.
Наконец он нашел место, которое его устраивало. Оно располагалось примерно в
160 милях
выше по течению от современного Каира. Здесь горы, тянувшиеся по восточному
берегу,
примерно на три мили отступали от реки и через пять или шесть миль снова
подходили к
самой воде.
Небольшой равнинный участок с запада был защищен рекой (как раз напротив этого
места из воды поднимался маленький островок), а с берега – неприступными
скалами. На
острове можно возвести павильоны для увеселений. У берега начиналась узкая
полоса
плодородной земли, где расцветут дворцовые сады и сады знатных вельмож.
Дальше простиралась пустынная равнина, и на ней разместятся дворец и просторные
храмы.
А там, где каменистая пустошь полого поднимается к подножиям скал, пролягут
дороги, чтобы по утрам кататься по ним на колесницах.
В скалах он высечет свою гробницу и усыпальницы своих последователей, а на
горном
кряже поставит через равные промежутки пограничные столбы, чтобы все могли
понять, где
проходят границы города. Какие прекрасные гавани появятся на берегах реки,
какие дворцы
отразятся своей белизной в ее водах! Там будут широкие тенистые улицы и
мерцающие
озера, окруженные прекрасными деревьями, привезенными из Азии. Высокие пилоны
вознесутся к голубым небесам, и широкие дворы храмов будут купаться в лучах
солн
|
|