|
оящего под лучами,
исходящими от
солнечного диска, выполненное уже в новом стиле.
Среди разных сцен и надписей, которыми Рамос дополнил убранство гробницы,
имеется запись речи фараона, обращенной к нему, Рамосу, и его ответа.
«Слова Ра, – сказал царь, – вот они… Мой августейший отец19 объяснил мне их
суть и
открыл мне их… Они понятны моему сердцу и открыты моему взору… Я знаю…»
«Ты единственный у Амона, тебе ведомы его замыслы, – отвечает Рамос. – Ты
повелеваешь горами. Они боятся тебя в сердце своем, как боятся тебя люди. Горы
внимают
тебе, как внимают тебе твои подданные».
Судя по этим словам, знать была знакома с некоей доктриной, которая к тому
времени
уже сложилась в голове фараона. Важно отметить, что в росписях встречаются
изображения
Рамоса, нагруженного царскими подарками, поднесенными, вероятно, в награду за
преданность.
Видимо, фараон щедро награждал тех, кто подхватывал и развивал его идеи, сразу
же,
как только они возникали, вероятно, и многие из тех, кто в душе не разделял
воззрений
фараона, примкнули к его сторонникам из жажды обогащения.
Царю нужна была любая возможная поддержка, поскольку по мере формирования его
учения назревал открытый конфликт с жрецами Амона-Ра. Хотя подавляющее
большинство
египтян безоговорочно последовали за своим фараоном просто потому, что он был
их
повелителем, существовала реальная опасность того, что жители Фив,
подстрекаемые
жрецами Амона-Ра, будут сопротивляться любым попыткам посягнуть на права их
местного
бога.
Похоже, что юный фараон обладал большой силой воли, допустим также, что он
унаследовал от своих прославленных предков твердый характер, правда, у нас нет
никаких
свидетельств того, что они этим качеством обладали.
Нет сомнений, что на протяжении всей своей жизни и спустя несколько лет после
своей
смерти он пользовался любовью своего народа. Только оценив, сколь преданно
следовали за
ним его вельможи, пока у него были силы и здоровье, чтобы вести их, и насколько
растерялись придворные после его смерти, начинаешь понимать, какое огромное
влияние он
оказывал на своих приближенных.
Даже когда фараон был совсем юным, они, видимо, испытывали огромное уважение к
серьезному, задумчивому мальчику; за обычной лестью и традиционными уверениями
в
преданности проглядывают порой искренняя личная привязанность к царю.
Здесь же следует упомянуть о рождении первой дочери правителя – это произошло
примерно на пятый год его правления, когда ему было около восемнадцати лет.
Девочку
назвали Меритатон, «возлюбленная Атона», и, хотя, возможно, рождение дочери, а
не сына
стало серьезным разочарованием для царственной четы, к ребенку относились с
трогательной нежностью, как станет ясно в следующих главах.
Глава 9
ПРИРОДА НОВОГО КУЛЬТА
В новом культе, который пропагандировал фараон, не было ничего слишком
возвышенного или непривычного. Идея монотеизма еще не сформировалась, и
Ра-Хорахти
отнюдь не считался единственным богом. В надписях нового храма в Карнаке, как
мы уже
говорили, упоминались и Гор, и Сет, и Упуат, и другие боги, среди которых
присутствовал и
Амон.
В гробнице Рамоса изображение богини Маат не было стерто со стен: она
по-прежнему
19 Имеется в виду бог.
защищала фараона; в подписях имелось обращение к Гору. В гробнице Хоремхеба мы
находим имена Осириса, Исиды, Нефтиды и Хатхор; особые почести воздавались
богам
некрополя. Сам Хоремхеб продолжал считаться верховным жрецом Гора. Среди
надписей
присутствует ритуальное обращение к Ра, упоминаются и Тот, и Маат. На скарабеях
этого
времени фараон именуется возлюбленным Тота, бога мудрости.
В письме к фараону, датированном пятым годом его правления, упоминаются и Птах,
и
«боги и богини» Мемфиса. Это письмо настолько примечательно, что следует
поговорить о
нем более подробно. Его отправителем является некий А
|
|