|
мый по статуям Эхнатона наклон головы и заостренный
подбородок. У статуэток из глины и слоновой кости мы видим тот же выпяченный
живот и,
что особенно показательно, непропорционально большие ступни и тяжелые бедра.
Перемены, происходившие в искусстве во времена Эхнатона, можно назвать своего
рода ренессансом, возвращением к классической древности. При этом основным
стремлением было желание подчеркнуть связь фараона с Ра-Хорахти как самым
древним из
всех богов.
В связи с этим становится понятна и другая особенность новой религии.
Поклонение
Ра-Хорахти-Атону предполагало почитание фараона как сына солнца и бога как
основателя
царской династии. Легенда гласила, что некогда на земле правил сам Ра или
Ра-Хорахти и
что его дух переходит от фараона к фараону. Этот бог являлся подлинным Владыкой
Небес,
а Амон оказывался просто узурпатором.
Рис. 2. Художественный стиль эпохи Эхнатона в сопоставлении с архаическим
стилем:
1 – голова Эхнатона. Современный ему рисунок;
2 – голова царя. Зарисовка древней статуэтки, обнаруженной профессором Петри в
Абидосе;
3 – голова Эхнатона. Современный ему рисунок;
4 – голова принца. Зарисовка с древней стелы, обнаруженной профессором Петри в
Абидосе;
5 – древняя статуэтка, обнаруженная профессором Петри в Диосполе, у нее те же
несоразмерные бедра, что и у скульптур эпохи Эхнатона
Именно поэтому имена нового бога размещались внутри царских картушей и молодой
фараон подчеркнуто именовал Ра-Хорахти своим «отцом», а также «царем и богом».
По той
же причине Эхнатон предпочитал носить корону Нижнего Египта, которая
использовалась в
Гелиополе, а не корону Верхнего Египта15, которого еще не существовало в те
времена,
когда Ра правил на земле16.
Помимо особенностей в воспроизведении человеческих фигур новое искусство
отличается значительно большим разнообразием и свободой поз. Никогда раньше
мастерам
не удалось так изящно и точно передать пластику идущего или сидящего человека.
Скульптурные памятники этого периода столь совершенны, что могут свободно
соперничать с лучшими образцами греческого искусства. Барельефы выполнены с
таким
изяществом и естественностью, что поневоле вызывают восхищение.
Статуэтку царицы Нефертити следует отнести к величайшим шедеврам мирового
искусства. Ее обнаружили немецкие археологи, проводившие раскопки в Эль-Амарне,
в
настоящее время она находится в Берлинском музее.
К сожалению, только два художника этого периода известны по именам17. Один из
них
– некий Аута, представленный на рельефе, который был создан спустя примерно
восемь лет
с начала перемен. Показательно, что он был придворным художником царицы Тиу,
возможно, что именно он и его покровительница и стали основателями нового
направления в
искусстве.
Однако и сам царь был уже достаточно взрослым, чтобы принимать активное участие
в
происходящем, поскольку другой художник, чье имя нам также известно – Бек,
утверждает,
что он руководствовался распоряжениями лично фараона. Таким образом, вполне
можно
предположить, что в новых канонах нашли выражение вкусы Эхнатона, хотя к тому
моменту, когда эти каноны были установлены, ему исполнилось всего лишь
пятнадцать лет.
Глава 8
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО КУЛЬТА
На скалах, расположенных близ каменоломни Вади-Хамамат, сохранилась весьма
интересная надпись, явно относящаяся к описываемому периоду. Она состоит из
трех
картушей, расположенными над двумя знаками «неб», символизирующими верховную
власть, а над картушами помещен диск с расходящимися лучами – символ новой
религии.
Один из этих картушей, окруженный высокими перьями, которые традиционно носили
царицы, содержит очень короткую надпись. Очевидно, что это может быть только
имя
15 В короне Верхнего Египта Эхнатон изображен на стеле, находящейся в Каирском
музее, и на фрагменте,
переданном полковником Андерсоном в музее Ашмола (Оксфорд).
16 Из надписи на «палермском камне» нам известно, что царство Нижнего Египта
гораздо древнее, чем
царство Верхнего Египта.
17 Известно имя еще одного художника – Тутмоса, работавшего в конце
царствования Эхнатона.
царицы Тиу18. В других двух картушах располагались имена «Аменхотеп IV» и
второе имя
фараона.
Надпись подтверждает, что уже после того, как возникла символика нового культа,
и до
того, как молодой царь п
|
|