Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Африки :: История Египта :: Н. ПЕТРОВСКИЙ, В. МАТВЕЕВ - Египет - СЫН ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
ем» богов распространялись изображения
божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудро-
сти — Тота — могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту
культ Осириса — бога умирающей и воскресающей природы и бога
мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был
сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем
и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил
Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее
родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов
боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых
становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон.
Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса.
Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распростра-
нилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти,
как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По пред-
ставлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела.
Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основ-
ном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему:
из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его раст-
ворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника
пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
69
Хор убивает Сета.
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снаб-
женную утварью и жертвенными дарами для существования покойника.
По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе
Ка — «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приноси-
лись жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы — «рабы
двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей
жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием
«тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пира-
миды — «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних
Хнум на гончарном круге лепит фараона и его
«двойника».
помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились
так называемые «Тексты пирамид» — древнейший памятник религиоз-
ной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием
текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магиче-
ских заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и
благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей
эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции.
На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богослов-
ский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению
основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе миро-
здания — дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира перво-
бытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра — Атум (бог солнца
Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил
бога Шу — воздух и богиню Тефнет — влагу; последние породили бога
земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов:
Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
70
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира
принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало.
Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения.
В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса,
является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные
боги — это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнитель-
ные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человече-
ские чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль
выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, пе-
ред нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой
Воскресение Осириса.
мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность
духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представ-
ляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до на-
шей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения,
распад страны на отдельные номы изменил
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-