|
некоторые религиозные
представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвели-
чивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами.
Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождест-
влялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и мало-
значащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил —
Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца — Ра. Новый
бог становится покровителем и защитником средних слоев и государ-
ственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале
Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинствен-
ных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся
огромные храмы, особенно в Фивах — столице государства.
71
В течение истории египетского общества не остается неизменным и за-
упокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства
привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах про-
ходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в изменен-
ном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ
Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые проти-
воречия во время становления Среднего царства порождали подчас
взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых лите-
ратурных произведениях этого времени ставится под сомнение вера
в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие за-
упокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с на-
чертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» пред-
ставлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего
того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти
через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он
попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его
съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпар-
галкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно,
заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о поту-
стороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом,
но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по
которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях
загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было изба-
виться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов —
«ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все
за покойного.
«ПРЕСТУПНИК ИЗ АХЕТАТОНА»
Как бы ни изменялись религиозные представления египтян ко вре-
мени Нового царства, многобожие по-прежнему характерно для Египта.
А с многобожием и всесилием религии было связано и другое, уже
вполне жизненное явление: роль жрецов. Жречество представляло гроз-
ную силу. Храмы владели землями, тысячами «голов» рабов и неисчи-
слимыми богатствами. Сами фараоны потворствовали усилению роли
жрецов. Тутмосиды львиную часть добычи своих завоевательных похо-
дов передавали в храмы, особенно в храм Амона-Ра.
Жреческие должности были настолько выгодны знати, что многие
вельможи носили жреческие титулы и должности, которые давали право
на получение доходов от храмовых хозяйств.
72
Ко времени Аменхотпа IV египетские фараоны создали огромную
империю от Евфрата до 4-го Нильского порога. Казалось, что никто не
может соперничать с мощью фараона. Сливаясь в один поток, ручьями
текла дань из завоеванных стран и подати с египетского народа. Но,
однако, в стране была сила, которая мешала полному самодержавию
царя: светская и духовная знать. Попытку освободиться от этой силы
Аменхотп IV — Эхнатон.
предпринял Аменхотп IV. Один, конечно, он ничего не смог бы сделать.
Поэтому он опирался на средние слои населения — бедных свободных,
мелких рабовладельцев и землевладельцев. Они в то время по-египетски
назывались «немху» («бедняки, сироты»). Фараон возвышает некоторых
немху, приближает к своей особе, ставит их на важные государственные
посты. Возвеличенные немху преданы до конца своему владыке. Вель-
можи хвалятся, что они происходят из немху. «Я немху по отцу и по
матери, — пишет один из таких сановников, — создал меня властитель.
Дал он, чтобы я стал [богат], а прежде я был неимущим».
73
Борьба со старой знатью и жречеством была перенесена и в область
религии. Аменхотп IV отказывается почитать прежних богов — «царя
богов» Амона и даже Осириса. Прекращаются дары в храмы. Вместо
прежних богов в Египте был установлен единый государственный культ
Храм Атона в Ахетатоне. Наверху изображение
Атона в виде лучезарного диска.
бога Атона. Сущность новой религии внешне была простой и ясной для
каждого. Атон — это не отвлеченное и таинственное существо, а види-
мый солнечный диск, дающий тепло всем. Атон изображался в виде
диска с лучами, которые оканчивались кистью руки. Но не все в новой
религии было понятным. Например, при написан
|
|