|
овел в походах в Азию и Эфиопию
(Эфиопия была завоевана до 4-го порога). Какова же была цель этих
походов в Азию и Эфиопию?
Одной из основных целей походов был захват рабов. Не случайно
поэтому в перечнях добычи, захваченной в походах, всегда начинали
с захваченных людей, сперва военнопленных, а потом гражданского на-
селения. Необходимо отметить и значительные количества захватыва-
емых пленных. По неполным данным, Тутмос III передал в храмы бога
Амона не менее 10 000 пленных, а его сын Аменхотп II за один год за-
хватил 101 218 пленных (!). Захваченные пленные использовались не
только в храмовых и царских хозяйствах, но и в хозяйствах частных
лиц. Упомянутый уже начальник гребцов Яхмос всего получил за свою
службу 19 рабов и рабынь.
Документы времени XVIII династии свидетельствуют о том, что
иметь рабов могли бедные свободные, стоящие на низших ступенях
общественной лестницы: например, пастух, у которого нет одежды,
имеет трех — четырех рабов.
Жрецы, простые горожане, сыновья воинов тоже выступают как
владельцы рабов.
Эти мелкие рабовладельцы, выдвинувшиеся в результате борьбы
во время Среднего царства, и являлись главной действующей силой
в изгнании гиксосов, объединении государства и грабительских походах
Тутмосидов. За поддержку царя они получали рабов и землю.
В связи с централизацией власти и притоком огромной добычи из
завоеванных стран постепенно укреплялось экономическое положение
царя. Об этом говорит рост строительства и дарений в храмы. Сперва
они очень скромные. Список даров Яхмоса в храм напоминает музей-
ный инвентарь. Царь хвалился не громадными строениями и сотнями
килограммов золота, а колоннами из дерева и серебряными сосудами,
окаймленными золотом. В дальнейшем строительство все увеличивалось,
дары фараонов возрастали. Больше всего украшали и отстраивали
Фивы — столицу Тутмосидов. Государственному богу Амону-Ра возво-
дят храмы невиданной величины и роскоши на восточном берегу Нила.
А на западном берегу строят дворцы и храмы для царей. Особенно
большое строительство относится ко времени Тутмоса I I I и Амен-
хотпа III. Последний поставил перед своим храмом огромные статуи,
известные сейчас под названием «колоссы Мемнона». К этому храму
вела аллея сфинксов. Два сфинкса с лицом Аменхотпа III из этой аллеи
в настоящее время украшают пристань перед Академией художеств
в Ленинграде.
66
Колоссы Мемнона.
Но при Аменхотпе III уже не велось крупных войн. Более чем сто-
летние войны истощили страну. Азия была завоевана. Египетские гар-
низоны стояли в наиболее крупных городах Сирии и Палестины; мест-
ные азиатские князьки были покорны.
Когда умер Аменхотп III, в Египте произошли большие изменения.
Они связаны с именем Аменхотпа IV, или Эхнатона (ок. 1400 г. до н. э. ).
67
ВО ЧТО ВЕРИЛИ И ЧЕМУ ПОКЛОНЯЛИСЬ
ДРЕВНИЕ ЕГИПТЯНЕ
Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона — одного из
самых удивительных людей в мировой истории — следует сказать не-
сколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой
идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиоз-
ными представлениями и находились под их воздействием. Эти пред-
ставления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали бес-
помощность человека перед грозными и необъяснимыми для него
явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и
поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй,
самым характерным явлением было приписывание животным и расте-
ниям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных.
Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и
каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного жи-
вотного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более
чем в тридцати местах.
68
Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис,
Геб, Сохмет, Нейт, Ра.
Обожествлялись с древнейших вре-
мен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, но-
сили общеегипетский характер. Бог
Солнца назывался Ра, Луны — Тот, Зем-
ли — Геб, Неба — Нут, Нила — Хапи и
т. д. В дальнейшем о божествах склады-
вались понятия как о носителях различ-
ных духовных и общественных сил: прав-
ды, войны, мудрости, царской власти и
т. п. Но количество богов не уменьша-
лось. Предметы, животные, небесные све-
тила остались как воплощение, матери-
альная оболочка этих сил. Бог Луны Тот
в виде павиана или ибиса считался оли-
цетворением мудрости, звезда Сириус, по
представлениям египтян, являлась «ду-
шой богини Исиды», в соколообразном
божестве Хоре воплощалось представле-
ние о царской власти. Многие божества
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове.
В связи с «очеловечиван
|
|